Рестораторы и кинопрокатчики Омска рассказали о колоссальных убытках из-за QR-кодов

Представители омского бизнеса высказались о том, как на них с ноября повлияло ограничение, связанное с пропуском клиентов только с QR-кодами о вакцинации от коронавируса или статусе переболевшего. Редакция «МК в Омске» в частности опросила руководителей двух кинотеатров и трёх представителей сферы ресторанов и кафе. По их словам, удар получился серьёзным – падение потока, соответственно выручки, выбор между тем, сохранять ли рабочие места для части сотрудников или как минимум временно сокращать их. Кинотеатрам лишь недавно стало лучше благодаря конкретным релизам новых фильмов.

Рестораторы и кинопрокатчики Омска рассказали о колоссальных убытках из-за QR-кодов
Кинотеатр "Маяковский". Фото Кирилла Янчицкого / "МК в Омске"

Опрошенные представители кинопроката – руководители киноцентра «Вавилон» и кинотеатра «Маяковский». Они высказали, например, общую мысль, что проблемы этого бизнеса в Омске оказались абсолютно такими же, как по всей стране.

Кинотеатрам помогла «Матрица»

Константин Красков, замдиректора кинотеатра «Маяковский»:

- Как и прогнозировалось, после введения кодов в ноябре у нас упала посещаемость на 60%. Скорее даже больше — 65-70%. Ноябрь был очень тяжёлым. Не только у нас, но и по стране.

Общее настроение кинотеатров было тогда такое, что все задумывались о том, чтобы просто закрыться.

Пришёл декабрь — люди чуть больше привыкли к кодам, это первое. Второе — пошли, можно так сказать, непропускаемые фильмы. В итоге настроение улучшилось. Но сказать сейчас, что конкретная дата 17 декабря этого года хуже, чем 18 декабря 2019 года, или 18 декабря 2017 года, я не могу — может, она и лучше. Если же считать по общей аудитории, то она, конечно, «просела». По сравнению с ноябрём посещаемость в декабре поднялась. Бешеных нулей у нас сейчас нет, но при этом не забудьте, сколько кинотеатры накопили долгов.

Получается ли работать сейчас без убытков? Точно нельзя сказать за долгое время. 18 декабря — получается, 19-го — тоже. Как пойдёт дальше, как будет по итогам месяца — неизвестно. Аудитория «просела». Но сейчас просто в прокате фильмы, на которые бегут сразу и все. Это «Матрица» и «Человек-паук». С одной стороны, помогли они, а с другой — без них и все маркетинговые попытки ухищрения не помогли бы. Мы разговариваем в воскресенье, народ идёт в большом количестве четыре дня с четверга. Что будет уже в понедельник — непонятно. Это будет показательный день.

Помимо «Матрицы» и «Человека-паука» в остальном вышли на этой неделе фильмы, которым вроде бы вот так не повезло, но вообще это такие картины, которым и повезти не могло. «Ёлки» - это давно отыгранный продукт, который уже очень мало кто желает посмотреть. «Оленьи рога» - голливудский фильм категории Б. Ещё вышел «Остров Бергмана», но на показ ни в «Маяковском», ни в «Кристалле» я его не брал, фильм очень специфичный, об острове, где творил великий режиссёр, не совсем это байопик, но сведений о Бергмане очень немало.

На прошлой неделе вышла «Вестайсайдская история», у меня были на неё ожидания, в Америке она пошла хорошо. У нас не пошла. Или провал в маркетинге, или просто аудитории картины сейчас нет. Хотя большой фильм, большой режиссёр. Бывает такое, что просто нет аудитории.

Проверки того, как мы требуем коды... В целом к нам приходили, проверяли. Но в чём можно уличить кинотеатры? Мы все требования выполняем, коды проверяем, носить маски требуем. С этим проблем не было.

Разрешение о 100% заполняемости залов при кодах было, мы им воспользовались, сейчас нам это можно. По факту такой загрузки нет, мы её не добиваемся. Но при этом расстояние между зрителями всё равно должно быть не меньше метра. Получается, всё равно места нужно пропускать.

Так что вредят нам любые ограничения, но уже другой вопрос — насколько. В ноябре удар был сильнее, когда даже согласным на коды требовалось время, чтобы этот код получить.    

Борис Собко, директор киноцентра «Вавилон»:

- Коды по нам сильно ударили, мы после этого шли и идём на грани. И не только по Омску, как известно. Цифры я про посещаемость ранее приводил, о том, как было в ноябре. Если до кодов каждый день в кинотеатр приходило по 1 000 — 1 200 зрителей, то при них — 200-300. То есть такой не кинотеатр, а табачный киоск, грустно. Но с момента выхода таких фильмов, как «Человек-паук», «Зверопой-2», «Матрица» ситуация стала хорошей. Посещаемость улучшилась. Я даже услышал разговор двух молодых зрителей, который меня порадовал — что, мол, скоро «Матрица» и надо пойти поставить прививку и получить коды. Так что показ восстанавливается, людей ходит намного больше, цифры порадовали. Впереди в кино «Последний богатырь-3», «Три богатыря», так что новогодний репертуар очень приличный, хороший. Если он вообще будет складываться благоприятно, то и посещаемость будет благоприятной. Если вылезут новые омикроны и так далее, и будут новые более строгие ограничения, то, думаю, кинопоказ по стране изменится существенно.

Что ещё касается репертуара и опасений, что после каникул будет менее интересно и сборы упадут: в Новый год выходит фильм «Чемпион мира». Московские коллеги смотрели его ещё не готовым до конца, материал на 1 час 20 минут, но уже по итогам этого оценили по потенциалу его не меньше, чем как «Движение вверх». Настолько захватывающий и мощный, что обещает много. Может смущать только то, что в рекламной кампании звучит фраза «Пойдём посмотрим чемпионат мира по шахматам». Это может зрителей отпугнуть. Но в остальном это очень мощная картина, скрытая «бомба». Снимала это та же студия, что и фильм «Движение вверх», и она обещает засыпать всё рекламой, потому что хотят превзойти успех «Движения вверх». И если они его правда смогут раскрутить, а потом у зрителей будет хорошее «сарафанное радио», то тогда эта история и на январь, и на февраль. Помните, как шло «Движение вверх»?  До февраля и при аншлагах и в конце проката. Так что надежда на этот «шахматный чемпионат», и если студия, как обещала, так и получится, то и январь, и февраль у нас будут неплохими. 

Проверки — когда ввели коды, к нам пришли с ней на второй день. Проверяли, как запускаем зрителей, как работает у нас эта система, было несколько вопросов по инструкции. Потом приходили ещё раз — примерно через две-полторы недели, проверка была такой же. Причём уж с ТВ, вышел сюжет в новостях. После этого уже не проверяли. Но мы всегда начеку, потому что мы и на передовой — ходит много людей, чуть что не так, сразу напишут в соцсетях, с возмущением. Другой тут момент — в плюс. Мы приобрели дорогие смартфоны для проверки этих кодов. И заодно это помогло ввести систему электронного билета, раз приобрели. При ней не обязательно распечатывать билет в кассе, если вы его купили через Интернет. Вы с таким билетом подходите к залу, смартфон его увидит, вы попадаете в билетную систему и проходите без бланка в зал. Получается, коды помогли нам быть более продвинутыми, немного пошевелиться и внедрить систему. А так бы до сих пор сомневались, вводить или не вводить. 

Удар по рестораторам — ночной запрет

Василий Хомицкий, управляющий и совладелец ресторана «Где же кролик?»:

- С ноября ведь ввели не только коды, но и запрет работать ночью. Нас это сильно коснулось, потому что часть заведений у нас именно ночная – «Абсенто Море», «Опера», «Кукла». Там народ приходил вообще уже с 22 часов. Так что работать им до 23-х совершенно не было смысла. Они сразу были закрыты, пробовали работать только в выходные дни, чтобы посетители приходили пораньше, но это особо не помогло. Так что основной удар получился по ним.

Если брать те, что работают и в дневное время, то и по ним был нанесён существенный удар. Выручка упала от 50 до 70%. По нашим разным заведениям.

Проверки проходили и проходят всегда. Я не скажу, что они произошли сразу, как были введены коды. У нас все заведения соблюдали регламенты, в итоге в ноябре было всего две проверки. Первая – в середине месяца или даже в 20-х числах. Потом примерно через неделю. Точные даты не помню. В декабре у нас их не было. Но, знаю, была проверка в ТД «Любинский», где находится ресторан «Где же кролик?». Почему-то проверяющие быстро прошли там первый этаж и сразу пошли на второй.

Проверки были не жёсткими: пришедшие смотрели, все ли документы заполняются, в том числе журналы здоровья, привитость сотрудников, проверку кодов, как она у нас делается. Других проверок не было.

Реакция клиентов? Поток их поубавился, сильно, конечно, но те, кто уже приходил, почти все были с кодами. Единицы приходили и пытались пройти без кода или документа, который бы подтверждал, что код их. Реагировали все нормально, может, потому что были готовы или ранее такую процедуру проходили. Каких-то скандалов не было. Кто-то просто разворачивался и уходил, кто-то пытался уговорить, но без угроз и ругани.

Общепит особенно и бизнес вообще чувствуют себя инструментом принуждения, тут я согласен. Потому что мы не понимаем, по какой такой причине нас делают крайними и на нас отыгрываются. У нас ведь наоборот больше контроль, 80% сотрудников привиты, используются антисептики, протираем столы, ручки по сути ежечасно, работают дезинфицирующие лампы, рассадка людей положенная. И нас ограничивают, в то время как в куче других мест от магазинов до органов власти и социальных объектов никакого контроля, люди толпятся, регулирования посещения по сути нет.

Поэтому мы считаем так: коды в общепите – это желание властей заставить людей прививаться, чтобы эти коды получать. Это только начало…       

Ещё я бы хотел высказаться о предложении разрешить работать без кодов заведениям, где персонал полностью или большей частью привит. Это идея не моя, ранее уже её высказывали. Я участвовал весной во всероссийском совещании под эгидой «Опоры России» и там рассматривались такие прецеденты в Ленинградской и, кажется, Челябинской областях. Там это разрешали для заведений с 60% привитых сотрудников. Мы, конечно, за такое предложение, оно одно из тех, которые помогают бизнесу работать. И тогда, ещё по весне, мы выходили с этим предложением к Минэкономики области и вице-губернатору Дмитрию Ушакову.

Ещё же один наш ход в сторону того, чтобы как-то поднять выручку в текущей ситуации – организация ночной (либо вечерне-ночной, она уже с 20:00) доставки на базе «Где же кролик?». Проанализировали рынок, посмотрели и решились на это, объединив в ней лучшие блюда и ресторана «Где же кролик?», и нашего заведения «Корова на бочке». Тем самым попытались обеспечить работой тех сотрудников, которые пострадали из-за ограничения на работу ночных заведений. Потому что изначально у них вынужденно сократилось число смен. Вот чтобы они и не теряли в зарплате, они и стали работать на этой доставке. Получилось неплохо, довольны и они сами, и мы.  

Александр Башмаков, совладелец и управляющий ресторанов «Корова на бочке»:

- Удар получился серьёзным, по сути нокдаун. Мы заранее понимали, чем нам это грозит, потому что уже был опыт работы при ограничениях. Исходя из него, было понятно, что для ночных заведений это будет катастрофой. Так что сознавали, что нужно будет максимально сокращать расходы, договариваться об уменьшении арендной платы, переводить персонал оттуда в заведения, которые работают днём. И которые тоже пострадали, но хоть могли работать на текущих оборотах. У дневных заведений тоже был «минус», но при нём мы могли бы продержаться месяц-два-три. О заработке речи быть не могло, у дневных заведений падение выручки составило, наверное, 40-50%. И это ещё довольно небольшой показатель, потому что мы же общаемся с другими рестораторами и многие из них говорили, что у них выручка «просела» до 70-80%. Это для заведений просто катастрофа.

Инструментом принуждения людей к прививкам через нас называть это не стану, но все понимают, что эти процессы были введены именно для ускорения процесса вакцинации людей. Сначала пытались агитировать за вакцинацию, не помогло. А общепит и вся сфера развлечений оказались максимально удобны для такого ускорения.

Клиенты перед введением этого, конечно, по сути все спрашивали, что будет 6 числа, неужели мы просто их не пустим. Мы отвечали, что это вынужденная мера, по-другому мы поступить не можем. После введения первые дни мы почти не наблюдали гостей, у которых кода не было. Поток уменьшился в разы и люди просто понимали, что если кода нет, то идти нет смысла. Были звонки, когда говорили, что у них компания, у кого-то код есть, а у кого-то нет. И готовы ли мы в таких случаях пойти навстречу. Мы вынуждены были отказывать в таких случаях. Максимально лояльно старались объяснить, что по-другому поступить не можем.

Конфликты? Таких случаев были единицы, может быть, в них у людей не было настроения, с прямыми протестами мы не сталкивались.

Проверки по нашим заведениям – ресторанам - была, насколько помню, только один раз. Замечаний нам не было, все условия мы выполняли. Возможно, были и проверки, когда мы не поняли, что это были проверки, они оказывались скрытыми. То есть проверяющий приходил, у него спрашивали код и документ, удостоверяющий личность, он разворачивался и уходил. Были случаи, когда нам звонили, спрашивали, как я уже сказал, про ситуацию с компанией, где у кого-то не было кода, мы тоже отказывали. Потому что это могли быть тоже проверки. Мы слышали про частые проверки в чужих, вообще не наших заведениях, где кого-то штрафовали за непроверку кодов, нарушения ограничения времени работы. Нас это не коснулось.  

Олег Лобов, владелец ресторана «У Пушкина», паба «Pushkin» и бара «Пушка»:

- QR-коды очень сильно ударили по нашему бизнесу, потому что будем честны — они есть, наверное, только у 50% населения. И те, у кого их нет, и не собираются их получать. А потому со словами «Зачем мне эти проблемы?» они просто не идут в заведения. Очень сложно сказать, какое соотношение на эту тему конкретно у наших традиционных посетителей, это никто не считал. Но то, что есть уменьшение потока из-за кодов — однозначно. Так как есть категория людей, которая не собирается вакцинироваться до последнего. Это можно вычислить простым методом. И соответственно они просто выбирают не ходить.

У наших заведений в ноябре убытки были огромные, всех без исключения. Холдинг потерял за ноябрь примерно 4 миллиона рублей. Эту сумму мы компенсировали, взяв кредит в банке, но понятно, что его нужно будет отдавать.

Господдержка? Да, мы получили по 12,5 тысяч на оплату труда каждого сотрудника. Но это смех! И когда мне говорят «Тебе же государство помогает, тебе дали вот такие деньги», я сразу отвечаю: «Мне дали?! Мне дали их просто подержать. И всё». И потому проблемы аренды, «коммуналки» никуда не деваются. За них всё равно надо платить, даже если заведение закрыто. Вот у меня сейчас закончился договор с Минимущества области об аренде площадей ресторана «У Пушкина» и я говорю: «Давайте его продлим». Они отвечают: «Нет, не будем. Заключайте новый». А разница тут простая: по нынешнему договору нам положена льгота на 100% по оплате аренды государственного имущества, ранее об этом вышло распоряжение Мишустина и оно действует. Но если заключать новый, то уже нужно будет платить за аренду. В этом и замысел. И поэтому мы сейчас сидим перед дилеммой, работать ли этому ресторану. Потому что с арендой и при этом кодами мы не вытягиваем работу. Выручка сейчас - примерно 60% в сравнении с временами до вируса. Ожидаем, что в декабре сработаем процентов на 65-70. Но прибыль в нашем бизнесе и так 10-15%. То есть мы и так работает процентов на 10 в «минус». А в «минус» ни у кого надолго не хватит сил работать.    

Как проходили проверки на тему кодов со стороны властей? Прежде всего мы сами коды проверяем. Но предъявлять соответствие кода с личностью клиентов мы предлагаем. Если в ответ они говорят «А не пошли бы вы в лес!», то никого не заставляем и «в лес» и идём. Потому что никаких правовых оснований требовать у человека доказать личность у нас нет. И это прекрасно знают все те, кто ввёл всю эту схему с QR-кодами. То есть нас заведомо с самого начала подставили на то, что мы делать не должны, не можем и не имеем права.

Мне чётко понятно, почему система с кодами была применена в том числе именно к общепиту. Это самая легко запугиваемая часть бизнеса. Представьте, что введены коды на общественном транспорте. Сколько маршрутчиков на следующий день выстроится перед мэрией и заблокирует улицу? И будет большой резонанс. А рестораторы не соберут поваров и не пойдут на площадь. Крупные мировые сети типа «Леруа Мерлена» и «Ашана» тоже особо никто не трогает.

С проверками в основном всё нормально, при этом проверяющие себя часто даже не афишируют. Проверки проходят скрытые, что тоже не очень хорошо, они на такое не имеют права, но я сам несколько раз такое видел.  

Ранее «МК в Омске» сообщал, что по итогам одного опроса только 18% жителей Омска поддержали бы ограничения для непривитых от коронавируса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру