В последнее время наибольшую популярность и востребованность набирают профессии, связанные с информационными технологиями. К ним относят и профессию веб-дизайнера. Мы решили узнать, хорошо ли идут дела в этой области, какие перспективы есть на ближайшие пять лет и как начать работать в этой сфере, у омского дизайнера Константина Щербины.
Константин Щербина работает дизайн-директором в IT-компании. Организовывает ряд дизайнерских мероприятий в Омске, сотрудничает с большим количеством брендов и компаний, как в Омске, так и по всему миру, а также занимается социально важными проектами.
— Константин, расскажите, как все начиналось, как вы пришли в эту сферу?
Если коротко, то все началось в конце 2010 года. Я увлекся моушен-дизайном, пытался делать классные ролики, развивался в этом деле. В какой-то момент я стал осознавать, что это перестало вызывать у меня сильный интерес. Но, так или иначе, у меня было желание оставаться в этой сфере. Так я стал заниматься брендингом и проектированием интерфейсов и занимаюсь этим по сей день.
Я понимаю, что моя деятельность необходима компаниям и людям. Бренды стали социально ответственными и не обходятся без грамотных дизайнерских решений. Из-за этого они готовы хорошо инвестировать в это.
Изо дня в день появляется огромное количество сложных, нетривиальных задач, в которые ты погружаешься с головой на достаточно длительный срок. Сначала я развивался лишь как дизайнер, теперь уже, наверное, ухожу больше в предпринимательско-инноваторскую сферу.
— Есть ли у вас дизайнерское образование?
Мое первое высшее образование — техническое, если быть точнее, то по специальности я программист. Жалею ли я о том, что не учился на дизайнера? Вряд ли. Так или иначе, веб-дизайнер — это прежде всего техническая специальность, но она позволяет реализовывать себя творчески. Это огромный умственный труд.
На самом деле дизайн включает в себя большое количество отраслей: и гуманитарных, и технических. Считаю, что это одна из самых интересных профессий, которой только можно было бы заниматься. Только представьте: ведь это просто непередаваемое чувство, когда ты действительно можешь реализовать полностью свой интеллектуальный потенциал, а потом наблюдать, как этим пользуются в масштабах твоего общества, так и в целом мира.
— В каких случаях особенно ценится именно креативность, о которой вы говорите, а в каких – уже сложившийся деловой стиль?
— Хороший вопрос, не так давно рассуждал на эту тему. Есть дизайнеры, которые хотят сделать жизнь человека лучше, а есть те, кто решает бизнес-задачи компании. Понятно, что клиенту интересней второе, но, так или иначе, дизайнеру будет интересно первое. Где-то тут есть золотая середина. Основной задачей клиента будет, как правило, являться продвижение своего продукта. Следовательно, за счет этого дизайнер будет выстаивать какие-либо поведенческие факторы для того, чтобы пользователь понимал, что ему это на самом деле нужно. Это не есть хорошо. Другое дело, когда продукт действительно нужен человеку.
Какое-то клишированное дизайнерское решение может быть у любого. Оно и неудивительно: это быстро, дешево и сердито. Но этого уже настолько много в наше время, что уже никак не будет выделять из общей огромной серой массы. Креативное решение — это не какие-то красивые картинки и цвета, это решение, которое в большинстве случаев будет являться своего рода эффективным. Оно уже не будут подходить под определение серой массы и с большей вероятностью конечный потребитель заинтересуется, купит и воспользуется этим продуктом.
— Для современного дизайнера необходимо образование или можно быть самоучкой?
— Какого-то конкретного ответа на этот вопрос не существует. Можно получать образование, можно быть самоучкой. Наверное, все зависит в основном от самого человека, а точнее от цели, которую он перед собой ставит. Для меня это — быть первым, добиваться большего и совершенствоваться. Сфера дизайна сама по себе не позволяет стоять на месте. Необходимо постоянно адаптироваться под что-то новое, расти и учиться. Если ты не будешь этого делать, то ты остановишься и станешь неактуальным. Перестанешь отвечать текущим тенденциям и не сможешь создавать свои.
Образование, скорее, направляет тебя к тому, чтобы ты смог самостоятельно изучить тот или иной аспект. Нужно понимать, что университет — это не панацея и закончив его — ты не станешь крутым дизайнером, не приложив к этому своих сил.
Безусловно, прямая передача знаний от профессионала — это самый быстрый и эффективный способ обучения. Именно поэтому я чаще всего рекомендую идти на стажировку в какую-либо компанию и получать сразу практические навыки, нежели несколько лет осваивать теорию, которую впоследствии не сможешь применить. Самообразование — это то, что должно сопровождаться во всем. Всегда должна быть жажда экспериментировать и познавать.
— Как обстоят дела с кадровым потенциалом дизайнеров в Омске?
В Омске есть очень много классных и талантливых ребят. К сожалению, многие хорошие дизайнеры хотят уехать отсюда и, увы, уезжают. Нельзя сказать, что это связано с заработной платой, поскольку это такая профессия, которая не привязана к какому-то конкретному месту и можно спокойно из Омска работать как на московские компании, так и на зарубежные, получая хороший гонорар. К тому же, сравнивая с той же Москвой, жизнь тут так или иначе дешевле. Факторов тут может быть много. В основном это приближенность к Европе, окружение и мероприятия.
— Если в Омске много талантливых ребят, то почему у нас до сих пор плохо с дизайном?
— Как в любой отрасли, есть профессионалы, а есть любители. Любители, как правило, работают с малым бизнесом, поскольку там чаще всего скромный бюджет, и их это устраивает. Это как раз тот вид дизайнеров, которые разрабатывают различные нелепые логотипы для киосков канцтоваров или делают какие-то неказистые баннеры. Это огромный слой, который работает совершенно по другим правилам. Самое страшное, что именно они формируют в большей степени нашу среду, которая окружает нас вокруг каждый день, будь это остановка или торговый центр.
Считаю, что именно с этим наше правительство должно бороться в первую очередь. Съездив в какой-либо другой мегаполис, горожане чаще видят эту разницу и начинают рассказывать, как там все круто, делая свой вывод исключительно на том, что они увидели своими глазами. Раньше было много новостей про дизайн-код города, но, к сожалению, как-то эта тема утихла.
— Расскажите о дизайнерских мероприятиях, которые вы проводите в Омске?
— В 2016 году мы организовали первое, пожалуй, самое крупное мероприятие для дизайнеров в нашем городе — Behance Portfolio Reviews. С организацией я никак не связывался до этого, но в моей команде были люди, которым эта тема хорошо знакома и у которых был большой опыт за спиной. Не зная многих аспектов, было много вопросов о том, как его продвигать, где размещать и так далее. Изначально мы надеялись на 30-50 человек. Так получилось, что наша рекламная кампания переросла с регионального уровня на всероссийский. О том, что в Омске проходит такое мероприятие, знали даже дизайнеры, которые находятся в той же Москве. Наверное, за счет этого у нас получилось привлечь в партнеры значимые бренды в дизайн среде. Так, неоднократно нам писали письма: почему Омск?! Это столица дизайнеров? К слову, было около 300 регистраций еще за месяц до проведения самого мероприятия.
В 2017 году нам удалось повторить успех, но уже без какой-либо активной рекламной кампании, однако с привлечением иногородних спикеров.
Помимо этого, мы с нашими партнерами, устраиваем дизайн-среду и дизайн-баттлы.
В этом году я представил Омск в дизайн-баттле, проводимом в Москве, где одержал победу. Важно отметить, что второй стороной баттла стала компания, которая входит в топ-10 одного из популярных рейтингов по дизайну.
— Какие мероприятия планируются в 2019 году?
— В начале года вместе с нашими партнерами мы организовываем кинопоказ фильма «100 лет о дизайне». Однозначно, будем дальше организовывать дизайн-среду. Это такой формат встреч, где один спикер рассказывает аудитории какую-то узкую тему, в которой он эксперт. А также в середине года мы хотим организовать одно из самых крупных мероприятий по дизайну в Сибири, но об этом еще рано говорить.