С конца декабря в Омске в муниципальных предприятиях не будут допускать до работы водителей и кондукторов общественного транспорта без кодов о вакцинации от коронавируса или статусе переболевшего. Это планируется по недавнему решению областного штаба по борьбе с коронавирусом.
«МК в Омске» решил уточнить кое-какие детали столь радикального хода и спросил городской департамент транспорта, не боятся ли там в ситуации и так существующего кадрового голода массовых увольнений нежелающих прививаться. Чиновники полностью отказались комментировать всю эту ситуацию и даже не спрогнозировали, когда смогут что-то прокомментировать.
Также мы спросили о ситуации в профкоме муниципального предприятия «Городской электрический транспорт» - каковы настроения членов профсоюза, есть ли недовольство? Там заверили, что повального протеста нет.
«Мы встречаемся с коллективом, разговариваем, объясняем, у нас, например, завтра будет выездная вакцинация — в депо. На неё записались много людей — водители, кондукторы в том числе. Заставить мы человека не можем.
Люди тоже высказываются — да, есть те, кто спрашивает, а что если станет хуже от прививки, кто-то давно не был у врача, не знает, какие будут побочные эффекты, есть те, кто относится к этому осторожно. Активной группы, которой сказала бы «Мы не хотим это делать и будем сопротивляться!», у нас нет», - сообщили в профкоме.
Возникает вопрос: а если сотрудник выяснил, что у него право на медотвод, и он его получил, что ему делать? Увольняться?
В омском управлении Роспотребнадзора ответили, что такой сотрудник рискует прежде всего сам — если это кондуктор и имеет контакты с тысячами людей.
«Каждую неделю собирается анамнез и в нём было видно, что заболевает много сотрудников общественного транспорта. Их общая доля среди всех заболевших каждую неделю была и есть очень большая.
Что делать сотруднику с медотводом — с одной стороны, это на усмотрение работодателя...
Конечно, если кто-то уже переболел, то он автоматом и получит код и проблемы с этим у него не будет», - заявили в ведомстве.
По логике водитель с отводом, который работает в изолированной от салона кабине, не особо подвергается риску, соответственно заслуживает «снисхождения».
Как ответил нам один из водителей троллейбусов, его лично ситуация не тревожит.
«Даже как-то не знаю. У меня код есть и ладно», - высказался сотрудник «ГЭТ».
Ещё одним собеседником «МК в Омске» стала вагоновожатая трамвайного депо, которое также входит в структуру «ГЭТ». Имя по её просьбе изменено, обозначим вожатую как Анастасия.
«У нас ситуация была такая: сначала на работу пришла факсограмма. Это было в начале декабря. Там говорилось: с 25 числа без кодов на работу допускать не будут. Потом мы, несколько сотрудников, пришли к начальникам колонн и спросили: как это будет выглядеть? У меня вот лично официальный медотвод от всех прививок, будет ли он действовать? В этой бумажке про отводы ничего не сказано. Начальник колонны говорит: «Пока мы ничего не знаем, директор депо поедет в департамент, будет решать и уточнять. И мы вам отдельно сообщим». И обещали ознакомить под роспись.
Позавчера-вчера уже уточнили: нужно принести справки тем, кто переболел, у кого прививка, даже если всего один компонент, у кого отвод. В медкабинет. Всё это будет основанием для допуска к работе», - рассказала вагоновожатая.
Теперь Анастасии интересно, как же будет осуществлена процедура недопуска. Как уже сказано, у неё лично отвод, но её огорчает сам подход (ведь и в троллейбусном депо и на автобусном предприятии то же самое). Не нравится «обязаловка».
«Кондукторы у нас в основном пожилые, старенькие, и боятся ставить прививку. Кто-то сердечник, кто-то болеет ещё чем-то. Будут ли у них настроения «Да мы лучше уволимся, чем так» - станет понятно уже собственно с 25-го, когда станут не допускать. Пока это непонятно. Мне ещё непонятно: мой муж работает кондуктором со мной же в вагоне, я пришла на работу с больничного, мне поставили другого кондуктора, пока муж в отпуске. А этот кондуктор без прививки и его не допустили. И что тогда? Я сижу в депо и не выезжаю на линию, потому что не хватает кондукторов? А то, что может случиться, что их будет не хватать, я вполне допускаю. Допустим, половина кондукторов поставила прививку, а половина — нет, ушли на больничный, основания для него они найдут. Соответственно столько и не хватает. Тогда и другие вожатые не выходят на линию, им не доплачивают деньги за выход, я сижу в депо, депо не зарабатывает деньги, перевозя меньше пассажиров. Для предприятия это будет очень накладно. Ущерб. И так же будет и с автобусами и троллейбусами!», - выразила она свои переживания.