Областной детский омбудсмен Елизавета Стёпкина прокомментировала в воскресенье, 27 ноября, ситуацию в Тарском районе, где у женщины отобрали детей. Она пояснила, что на текущей неделе в соцсетях появилось видео с информацией об инциденте.
Стоит пояснить, что ранее в «МК в Омске» с этим видео обратились общественница и экс-депутат Заксобрания Алеся Григорьева и её ассоциация «Д.О.М». На видео от общественной организации защиты права детей «Иван-Чай» изложила факты: семью несколько месяцев под предлогом помощи проверяли соцработники, затем 2 ноября троих детей — сыновей - изъяли. Активисты заподозрили, что могла иметь место коррупционная схема, когда забрали всех троих ради того, чтобы передать в приёмную семью только одного — самого младшего. Кстати, семья в данном случае вполне конкретная, из Екатеринбурга.
«По случившимся фактам Уполномоченный выехала в Тарский муниципальный район, разобраться в ситуации, установить не нарушены ли права детей сейчас, а также выяснить какая помощь оказывалась и какая поддержка сейчас необходима семье», - сообщила Стёпкина.
И добавила: в 2021-22 годах местные органы системы профилактики помогали матери в преодолении и выходе из социально-опасного положения. К весне этого года ситуация в семье улучшилась, она купила жилой дом на материнский капитал, были оформлены пособия для детей, соблюдались условия для их проживания. В марте женщина родила третьего ребенка. Семью сняли с учёта, но социальный патронаж продолжали.
Однако 2 ноября соцзащита, полиция и опека нагрянули в дом и якобы зафиксировал факт угрозы жизни и здоровью детей, на основании статьи 77 Семейного кодекса РФ приняли постановление сыновей отобрать. Как уточнил «МК в Омске» - дом якобы был холодным, там был беспорядок, мать была нетрезва. Понятых, которые бы это тоже фиксировали, у ревизоров не было, в документах их не значится.
Далее родители зарегистрировали брак — до того их отношения были гражданскими. Отец был вписан в свидетельства о рождении детей.
Сейчас угрозы жизни и здоровью детей нет, родители вместе с детьми находятся дома. В разговоре с уполномоченной отец детей рассказал, что подрабатывает на лесопилке, у него есть в соцнайме квартира в Таре, но он хочет жить в частном доме — где они сейчас и находятся.
Сегодня необходимо продолжить оказание помощи молодой семье, службами района, и в приоритете: содействие в трудоустройстве отца на постоянную работу, в медицинском консультировании мамы для младшего сына, а также в создании необходимых условий на каждом этапе воспитания, развития и укрепления здоровья троих детей.
Омбудсмен в диалоге со специалистами опеки и попечительства обратила внимание на необходимость соблюдения прав и интересов детей не только при оформлении постоянной опеки, но и предварительной, на обязательном предложении близким родственникам оформление опеки (а чиновники при изъятии этого не сделали, в итоге младший сын и был оперативно увезён в Екатеринбург, о чём сообщили активисты).
Факты законности и правомерности постановления в рамках статьи 77-й СК, далее ещё рассмотрят правоохранители и суд. Уполномоченная направила запрос в прокуратуру региона для проведения проверки законности разделения братьев при временном жизнеустройстве, до вынесения судебного акта об ограничении или лишении матери в родительских правах.
Григорьева в общении с нами добавила:
«Возмущает именно то, что чиновники теперь подали в суд, который будет устанавливать, лишать ли её родительских прав, могут ли дети жить с ней. И мать оказывается в ситуации презумпции виновности — она сама должна будет доказывать, что в день проверки была трезва, а не они — что она была пьяна, а в доме — бардак. По факту женщина сейчас в подвешенном состоянии.
И ближайшим родственникам принять этих детей тоже никто не предложил. Почему? А ведь закон об этом чётко говорит».
Ранее «МК в Омске» сообщал, как в прошлом году Григорьева и её организация помогали воссоединиться молодой выпускнице детдома с младенцем-дочерью, которую долго держали отдельно от неё в Доме малютки.