Остановим смерти на омских дорогах

Сознательные водители – миф или реальность?

Напомним, что 1 апреля 2015 года начал действовать закон, согласно которому весь транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки, должен быть оснащен тахографами, устройством, которое фиксирует режим труда и отдыха водителя. В стороне от закона остается только общественный транспорт, который перевозит пассажиров с утвержденными департаментом транспорта остановками в пределах города. 

Закон в беспорядке

Принятие любого закона подразумевает дальнейший контроль его исполнения. Однако в случае с данным законом происходят необъяснимые вещи. Складывается впечатление, что контролирующие органы, то есть ГИБДД, решили, что все граждане, попавшие под эту категорию, на ура приняли закон и тут же кинулись его исполнять, осознав все плюсы от установки тахографа и соблюдения режима труда и отдыха.

Безусловно, иногда сотрудники дорожной полиции «вспоминают» о тахографах и привлекают водителей и транспортные компании к административной ответственности. Но эти усилия – как капля в море – не заставляют привести закон в полноценное исполнение.

Как сообщили в отделе пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области, за тот период, когда закон вступил в силу, в нашем регионе выявили только 586 транспортных средств, необорудованных тахографами. Однако статистика говорит о том, что в области оборудовано всего 900 машин, а остальные 98 461 продолжают уклоняться от «неприятной» обязанности установить тахограф. Таким образом, сотрудники ГИБДД за полгода, на которые они ссылаются, выявили меньше 0,6% нарушителей.

Значит, не судьба

В чем причина такого безответственного подхода к управлению машинами, которые, вместо того чтобы быть средствами перевозки людей и грузов, становятся машинами-убийцами?

Как показывает опыт, наш менталитет не позволяет нам увидеть в законе способ улучшения жизни, мы видим только запреты и неудобства.

Российские водители, похоже, давно считают себя фаталистами: аварию предсказать или предотвратить невозможно – если судьба, то уже ничего не поделаешь.

Факты, как говорится, вещь упрямая, но не все стремятся их проанализировать. По статистике, из 28 тысяч человек 3 тысячи гибнет из-за усталости водителей. Это не только уснувшие за рулем. Даже если водитель в силах контролировать свой сон, но он уже провел более 6 часов за рулем без отдыха, он будет не способен сориентироваться в сложной ситуации и предотвратить аварию, которую мог бы предотвратить отдохнувший человек.

Сейчас, когда все внимание общественности занято пьяными водителями, сонные водители кажутся проблемой второстепенной. Но каждый из нас может вспомнить свое состояние, когда мы работаем много часов без отдыха, независимо от того, какую работу выполняем. Рассеянное внимание, замедленная реакция, заплетающийся язык – разница с человеком в состоянии алкогольного опьянения невелика. Уставшего водителя вполне можно сравнить с пьяным: 6 часов за рулем без отдыха приравнивается специалистами к 0,5 промилле.

Отдыхать невыгодно

Безусловно, водители легковых авто, которые переезжают из одного города в другой по личным делам, более ответственные. По отношению к себе, в первую очередь. Устал – остановился или поменялся ролями с пассажиром.

Другое дело, когда от скорости передвижения зависит заработок водителя. И здесь речь идет не о нарушении скоростного режима: когда на счету каждая минута и каждый рубль, лучше не провоцировать сотрудников ДПС.

Однако, поскольку тот же дорожный патруль не часто вспоминает про тахографы, не помнят про них и про свой собственный отдых и водители.

Здесь мы наблюдаем замкнутый круг, разорвать который могут работодатели или государство: водители хотят получать больше, платить много транспортные компании готовы только за огромное количество перевозок. Кто идет работать водителем дальнего сообщения и по какой причине? Тот, кто получил права соответствующей категории. Работа несложная: едешь, соблюдаешь правила дорожного движения, получаешь деньги. Вот только окладная часть не очень высока. Транспортные компании указывают скорость доставки груза как одно из главных конкурентных преимуществ. Автодоставка груза – это наиболее экономичный способ доставить товар до получателя и, как выяснилось, по скорости иногда не уступает авиадоставке. Рейс может формироваться и готовиться к отлету несколько дней, часто имеет промежуточные остановки в разных городах. И здесь система четкая: пилота не заставишь лететь без отдыха. С авто все проще: собрали груз, передали водителю, поехали. Если водителя не мотивировать количеством и быстротой перевозок, то компания потеряет свое конкурентное преимущество – рассуждают владельцы транспортных предприятий. Водитель соглашается с тем, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, не обеспечишь семью, не купишь жене шубу, не дашь ребенку высшего образования и тому подобное. Поэтому работать надо много, не жалея своей жизни и, так получается, жизни других участников дорожного движения.

Задача любой компании – извлекать из своей деятельности максимальную прибыль с наименьшими затратами. Задача работника – получать максимально возможный доход любой ценой. Работники думают, что если начальник не возражает против диких переработок, то он и несет ответственность.

Изменить подход

Вред, который несет подобная жизненная философия, сложно недооценить. На дорогах каждый день гибнут люди – и не только невыспавшиеся водители и их пассажиры. Жертвами катастроф становятся и те участники дорожного движения, которые соблюдают все законы и правила, и которых судьба столкнула с водителем-фаталистом. Водитель автобуса, перевозивший сотрудников «Сибирской птицефабрики», работал в среднем по 13 часов в день без отдыха. Вместо положенных 160 часов в неделю он отрабатывал 260. За полгода накопилось 600 часов переработки. Мог ли человек в таком состоянии справиться с аварийной ситуацией и не допустить гибели других людей?

Еще один вопрос: если коммерческие организации в полном согласии с водителями способствуют нарушению режима труда и отдыха на дороге и провоцируют страшные аварии, уносящие жизни людей, то у кого есть полномочия изменить ситуацию?

Можно как-то понять наших граждан, которые, даже не пытаясь разобраться в законе, сразу считают его препятствием для бизнеса – таков уже наш менталитет. Если через 85 лет существования светофора мы все еще перебегаем улицу на красный свет, то что говорить о законе, который вступил в силу четыре месяца назад? Но для этого и существуют такие службы, как ГИБДД, чья главная задача – сохранять жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Больше действий

Что наблюдаем мы? Недавно ГИБДД по Омской области выделил целый день на работу по проверке транспортных средств на предмет оснащения тахографами. Хорошая инициатива, но, к сожалению, мер одного дня недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию на дорогах. За весь период работы службы ГИБДД по этому вопросу сумма наложенных штрафов составила 1 миллион 545 тысяч рублей. В эту сумму входят административные наказания не только за отсутствие тахографа, но и за неработающие приборы, подкорректированные данные, блокировку устройства. Всего выявили 877 нарушений, что при общем числе транспортных средств в Омске, которые должны быть оборудованы тахографами, - ничтожный процент. Как говорят сами сотрудники ГИБДД, останавливая для проверки какую-нибудь фуру с грузом, они, безусловно, проверяют наличие тахографа и смотрят его показания. Но, как видно, этого мало. Вероятно, прежде чем изменить порядок работы водителей и транспортных предприятий, необходимо создать иное отношение к этому вопросу у контролирующих служб. А для этого сами службы должны обратиться к статистике, принять как данность тот факт, что число аварий можно значительно сократить, заставив транспортные компании и индивидуальных предпринимателей соблюдать режим труда и отдыха, и контролировать исполнение закона водителями, которые несут потенциальную угрозу на дорогах. Человеческая жизнь – наивысшая ценность, поэтому мы надеемся на внимание к проблеме со стороны таких значимых структур, как прокуратура Омской области и на ее содействие в установлении долгожданного порядка. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру