Омские автовладельцы выступают против средств фотофиксации

Дорожные войны по-омски

Каждый день на дороги Омска выходят представители казачества, вооруженные мобильными комплексами фото– и видеофиксации нарушений ПДД. Штрафы за превышение скорости и иные нарушения достигают пяти тысяч рублей, и у многих омичей ситуация с камерами вызывает искреннее негодование. Редакция «МК» в Омске» решила выяснить, кто отвечает за фото – и видеофиксацию в регионе, как штрафуют омичей и кто за это получает деньги.

Дорожные войны по-омски
Фото Андрей Кутузов

Тренога в кустах

«Уютный кустарник в районе дома № 22 по улице Дианова стал неплохим местом снайперской позиции для установщиков треноги». «Прибор, похожий на скворечник, замечен на улице 10 лет Октября, в районе 17-й Линии». Подобные сообщения в омских соцсетях появляются ежедневно: омичи предупреждают друг друга о локациях, где установлены комплексы фото– и видеофиксации.

Такие посты всегда собирают большое количество гневных комментариев в отношении камер и тех, кто их охраняет: «Вместо того, чтобы с камерой в кустах сидеть, шли бы да убирали мусор», «киньте в него яйцо», «идите работайте, бесполезная организация бездельников!», «способ обогащения дармоедов типа казаков и им подобных за счет населения Омска» возмущаются горожане. Тем не менее, таким мнениям находятся и оппоненты:

– Видели, сколько водителей носится по улицам? Хоть так их наказывать нужно, а не предупреждать. Или вы тоже из их числа? Правильно делают, что ставят, и побольше бы их на дороге. Почему-то считается, что если тебе пришел штраф, то виноват либо инспектор, либо камера, а не ты! Почему?

Третья категория комментаторов оправдывает нарушения на дороге «человеческим фактором» и, по их мнению, штрафовать за такое неправильно и нечестно:

– Носятся те, кому реально пофиг и на камеры, и на штрафы. Но если обратить внимание на установку «Арен», то заметьте, что ставятся они с расчетом, чтобы исподтишка поймать автовладельца на небольшом превышении скорости. Например, там, когда ведутся дорожные работы: временно ограничена скорость на участке, где никогда не было ограничений. Человек не робот. Даже роботы ошибаются. А 90% нарушений происходят по невнимательности или глупости. Нарушения всегда есть, были и будут. Хоть миллионами штрафы пусть делают. Человеческий фактор всему виной.

Фото Андрей Кутузов

190 км/час – не предел?

В рабочую смену за каждым казаком закрепляется отдельный комплекс. Заранее обозначено, куда и как вставать. Каждый день казаки работают с разными комплексами, которые отличаются требованиями по установке и настройке:

– Устанавливаем мы их по ГОСТу, от проезжей части минимум три-пять метров. Сначала треногу, потом сам прибор. Выставляем угол в 25 градусов. Техника работает в любую погоду – в дождь, в ветер. Зимой тоже отлично справляется, – рассказывает «МК» в Омске» представитель казачества Дмитрий Латышев.

Фото Андрей Кутузов

Он на службе три месяца и с уверенностью говорит, что нарушений за это время стало намного меньше:

– Люди начали запоминать места, где устанавливаются комплексы. Но я надеюсь и на то, что кто-то стал действительно аккуратнее ездить. В прошлый раз я стоял на Королева, ни одного штрафа не было. 

Вся техника настраивается из машины, по вай-фай. Когда фиксируется штраф, на экране ноутбука выскакивает картинка – фотография нарушения, а в настройках указывается место установки камеры, направление движения, ограничение скорости на участке. Устанавливается яркость фотографии. Специальная программа ведет отсчет машин (сколько их проезжает в час), и показывает нарушения:

– На экране я вижу госномер машины, улицу и дату. Больше никакой информации я увидеть не могу, так же, как ничего не могу сделать с этим штрафом. Эту информацию мы сдаем в конце смены в ЦАФАП, они снимают информацию с флеш-накопителей комплексов и далее работают с ними, – поясняет Латышев.   

Фото Андрей Кутузов

Казаки работают посменно, по графику 5/2. В семь утра построение, с восьми утра и до семи вечера они уже на местах расстановки. На службе сталкиваются с разными реакциями автовладельцев:

– Люди возмущаются. Останавливаются, просят предъявить документы. Бывает, очень негативно отзываются. А кто-то подъезжает и говорит, что мы молодцы. Была у меня конфликтная ситуация на десятом километре Сыропятского тракта. Я стоял через дорогу, работал с техникой. Подъехала машина, и люди намеренно уронили установку. Пришлось вызывать полицию, разбираться. Давал объяснения. 

Если совсем человек негативно настроен, применяет физическую силу, у нас есть спецсредства, которые мы можем в таком случае применять, например, газовый баллончик. Задержать человека и вызывать полицию. Вообще такие прецеденты были, но не лично у меня, – рассказывает Дмитрий Латышев.

По его словам, нарушения скоростного режима чаще всего встречаются на Маркса, на Лукашевича, но самая большая скорость по городу в его смену была зафиксирована на 7-й Северной, когда внедорожник ехал со скоростью 190 км/час, с пересечением двойной сплошной.

Негатива со стороны автовладельцев по отношению к казачеству Латышев не понимает:

– Можно подумать, я пришел домой, распечатал фотографии с нарушениями, взял конвертики и начал «письма счастья» рассылать. Очень часто так люди почему-то и думают. Бывает, подъезжают и спрашивают, какой процент со штрафа получаем. Объясняешь, что не получаем, а он все равно свое: «Должны». Мне кажется, со временем у людей мнение само как-то переменится, и нет смысла что-то доказывать человеку, который уже сам себе все придумал. 

Тысячи нарушений в день

О нарушениях правил, штрафах и комплексах фото-видеофиксации «МК» в Омске» рассказывает Леонид Строганов, начальник омского Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

– Если возьмем средний показатель за первую половину 2017 года, к административной ответственности с использованием комплексов привлечены 275 тысяч человек, из них 240 тысяч – за нарушение скорости. В среднем, получается две тысячи в день. Еще 35 тысяч – иные нарушения, которые выявляются комплексами: проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу, заезд за стоп-линию, поворот не с того ряда, – поясняет Строганов. 

Камера зафиксировала нарушение, есть фотография. Что происходит дальше?

– Информация о нарушениях со всех комплексов поступает к нам, в Центр обработки данных. Надо понимать, что это не человек, не инспектор, смотря какой-то телевизор или видеокамеру, видит нарушение и применяет какие-то меры. Здесь работает сам комплекс: каждый прибор имеет свои технические условия, выявляет определенные виды нарушений. К нам поступает информация о факте нарушения, заверенная электронной цифровой подписью прибора – это подтверждает достоверность полученной информации. Неотвратимость наказания мы соблюдаем: все, кто нарушил правила в зоне контроля, несут ответственность, – говорит Строганов. 

Иногда приборы дают погрешность: на скоростемеры в некоторых приборах она составляет плюс-минус один километр в час, а в некоторых – плюс-минус два. В ЦАФАП такая погрешность критичной не считается.

Сегодня на территории региона используется 104 комплекса автоматической фиксации: 63 – стационарные, 41 – передвижные. До 2025 года в Омске и области будут установлены 120 стационарных комплексов.

– Новые передвижные комплексы «Кордон» и «Скат» имеют отличительную особенность: они фиксируют встречное направление. Прибор может одновременно вести несколько транспортных средств в потоке.

Функция установки и охраны средств фото– и видеофиксации перешла к представителям казачества два года назад:

– В 2013 году началось сокращение штата Госавтоинспекции, с нас сняли всевозможные функции техосмотра, сопровождения и так далее. Чтобы уйти от коррупционной составляющей, инспекторам запретили на месте выписывать протоколы. Комплексы фото– и видеофиксации сами выявляют нарушения, а с 2015 года функция их охраны закреплена за казачеством по распоряжению губернатора Омской области. Им не идет процент с каждой фотографии, как считают некоторые; у них фиксированная зарплата. 

В других регионах устроено по-другому: эта услуга отторговывается, проводится аукцион. Правительство каждого субъекта РФ решает задачу по-своему, – поясняет Строганов.

Ежеквартально ГИБДД информирует представителей казачества об очагах аварийности в регионе, и там, где необходимо, выставляются комплексы для контроля нарушений. В казачество передается список мест, которые необходимо отработать. Возможности ежедневно закрывать каждый участок нет; тем не менее, основные магистрали города контролируются постоянно.

Леонид Строганов лично общается с водителями-«жалобщиками»:

– Каждый ищет способ, чтобы избежать наказания, а не соблюдать правила. Начнем с того, что большинство граждан думают, что им разрешается ездить по городу +20 километров в час. Они заблуждаются. В пунктах 10.1 и 10.2 Правил дорожного движения сказано: 60 км/час по городу.  Многие спрашивают, где табличка о фотофиксации. Для их установок есть 

ГОСТы, согласно которым они применяются только со стационарными комплексами, а не с передвижными, – говорит Строганов. Он уверен, что необходимо менять менталитет водителей:

– Видит инспектора или знак о видеосъемке – нарушать не будет, поедет тихо, осторожно, ремень пристегнет. Чуть проехал – и можно уже нарушать, и на красный проехать, и скорость превысить. Надо менять сознание. Не надо ждать, что вас поймают и выпишут штраф. Не хочешь платить штрафы – соблюдай. Вот альтернатива. Все комплексы устанавливаются по правилам, в соответствии с техническими характеристиками каждого из них. То, что он стоит сбоку от проезжей части и за ним кусты – извините, у нас не пустыня. Главное, чтобы прибор сам фиксировал дорогу, а то, что водители не видят его и невнимательно управляют автомобилем… Мы тоже со своей стороны все контролируем: каждый факт установки казачество фиксирует, и я в режиме онлайн это все вижу. 

Фото Андрей Кутузов

Официально

Участие в проведении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения является одной из уставных целей Сибирского войскового казачьего общества.

Штрафы за нарушения ПДД поступают в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Финансовая поддержка казачьих обществ осуществляется в виде предоставления субсидий из бюджета. Дополнительных затрат на осуществление субсидирования не требуется: «фактически средства поступают за счет средств от штрафов, поступивших в региональные бюджеты».

Субсидия возмещает затраты на каждое техническое средство (комплекс фиксации) по следующим пунктам: аренда оборудования (до 20 000 рублей), использование личного автомобиля (до 10 000 рублей), заправка аккумуляторных батарей технического средства (до 1500 рублей), хранение технического средства – (до 3 000 рублей), изготовление форменной одежды (до 3 000 рублей), питание (до 1 550 рублей), выплата денежного вознаграждения (до 16 450 рублей), уплата налогов и сборов (до 2 500 рублей), командировочные расходы (2 000 рублей). В среднем, затраты на обслуживание и оплату труда на один комплекс не превышают 60 тысяч рублей в месяц. Один комплекс фото-видеофиксации ежедневно может выявлять не менее тридцати нарушений ПДД, и сумма штрафов составит не менее 15 тысяч рублей в день и 750 тысяч в месяц.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру