МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Омск

Фазыл Залялитдинов: «В Омске места хватит всем — и частникам, и муниципальному транспорту»

Частный перевозчик поделился мнением о ситуации в общественном транспорте. А также ответил на вопросы о новом тарифе на своём маршруте № 72.

Фото: Александра Катаева / bk55.ru

Немалый интерес для пассажиров общественного транспорта в Омске вызвала новость о том, что частный перевозчик на 72-м автобусном маршруте добился регулируемого тарифа больше 33 рублей. Наша редакция побеседовала с ним — это предприниматель Фазыл Залялитдинов. Он объяснил, как удалось доказать РЭК, что этот тариф обоснован, а также в целом оценил нынешнюю ситуацию на рынке.  

— Как вы пришли на маршрут № 72?

— Я работаю на нескольких маршрутах: из них 72-й - с регулируемым тарифом, и с нерегулируемыми — № 47 и № 503. На маршрутах с нерегулируемыми тарифами формально предприниматель сам устанавливает тариф за проезд (тариф – НЕ регулируется организатором перевозок, департаментом транспорта). Но, по сути, как и в любом бизнесе, мы не можем устанавливать цены выше рынка, потому что потеряем пассажиров, а все затраты предпринимателя никого не интересуют. Поэтому на таких маршрутах работать очень непросто, так как затраты постоянно растут, а прибыль падает, поскольку невозможно компенсировать затраты за счет роста цен на услуги, как это делают предприниматели в других сферах деятельности. А вот на маршруте с регулируемым тарифом можно посчитать все свои затраты и доказать, что твои расходы гораздо больше, чем получаемые доходы.

— Почему утверждение предельного тарифа произошло только сейчас, а не год назад?

— Причина проста: год назад этот маршрут принадлежал другому перевозчику. Это была «Автосила 55». Но в период пандемии резко упал пассажиропоток. У бывшего владельца маршрута, естественно, упала выручка. Началось сокращение автобусов на маршруте. Дошло до того, что на линию выходило 4-5 автобусов, а потом компания и вовсе отказалась от этого маршрута. Департамент выставил его на конкурс. Многие перевозчики понимали, что если кто-то отказывается от маршрута, значит он настолько убыточен, что и браться за него не стоит. Тем более маршрут с регулируемым тарифом, а это значит, что нужно соблюдать все жесткие правила перевозок, как и в муниципальном транспорте. Мы с коллективом тоже сомневались, но, просчитав все возможные варианты, приняли решение – участвовать в конкурсе. И выиграли его. Запустили свои автобусы.

И в первые месяцы в самом деле были одни убытки. Мало того что пассажиров в принципе стало меньше из-за пандемии, так ещё из-за малого количества автобусов пассажиры «ушли» на другие маршруты. В общем, четыре месяца нам пришлось, как у нас говорят, «раскатывать» маршрут почти заново. Были даже мысли тоже отказаться. И только к октябрю 2020 года мы почувствовали, что пассажиры к нам начали возвращаться.

— Потекла прибыль?

— Нет. Было настолько все уныло, что весь наш бизнес был на грани. Многие коллеги в конце 2020 года думали: – «А будут ли тут перспективы? А не проще ли заняться чем-то другим?» И действительно, некоторые перевозчики просто закрыли этот бизнес. Но настоящий предприниматель — не тот, у кого все сразу получается и все идет «как по маслу». Он, несмотря на все трудности, сможет проанализировать ситуацию, пересмотреть подход и принять правильное решение.

— И какое решение вы приняли?

— Неожиданное. Взял новые автобусы по лизинговой схеме на четыре года. Мотивировал сотрудников. И ещё, приняли решение посчитать все свои затраты и представить их в РЭК.

— Да, действительно решение неожиданное. Чтобы принять такое решение нужно быть уверенным не только в себе и своем коллективе, но и в положительном результате дела, за которое взялся...

— Именно так! Но этот лизинговый кредит, как свежий ветер действительно подул нам в паруса. Мы стали скрупулёзно подсчитывать все затраты, а далее в начале февраля этого года представили их в РЭК. Там их два месяца проверяли. И в результате утвердили предельный тариф за перевозку одного пассажира — 33,98 рубля. Предельный тариф — это экономически обоснованная стоимость услуги. И поскольку мы работаем по тем же правилам, что и муниципальный перевозчик, то для пассажиров ничего не повышается. А вот мы имеем право на компенсацию из бюджета города в размере 3 рубля 98 копеек. Это, конечно, не то, что получают муниципалы (14 рублей), но всё же и это уже хорошо. Это показывает, что если ты работаешь по понятным правилам и твои расходы прозрачны, то и государство тебя воспринимает не как «бизнесмена-рвача», а как равного партнера.

— Все ли проблемы решены?

Нет. Проблемы никуда не ушли. Особенно на нерегулируемых маршрутах № 47 и № 503. Взять хотя бы рост цен на компримированный (сжатый) природный газ. В 2018 году – один кубометр такого топлива стоил 14 рублей. В 2019 году – 16 рублей,  в 2020 году уже  — 19, 32 рублей. То есть, за 4 года цена на газовое топливо выросла больше чем на 35%. Дизельное топливо тоже растет в цене в год по два раза. Цены на запчасти, на шины, да и вообще практически на все — растут. Да, работать на рынке перевозки пассажиров непросто, но это не значит, что надо все бросать. 

— Как относитесь к идее дептранса убрать маршрутки из центра города? Не является ли это сигналом, что грядёт новый передел рынка?

- Я бы сказал так: Омск – большой город и места хватит и муниципальному транспорту и частному. Другое дело, что очень мелким перевозчикам будет труднее выжить. Поэтому, возможно пришло время подумать о партнерском объединении. У частных перевозчиков тоже есть потенциал создать что-то вроде пассажирского предприятия. У нас достаточно автобусов, хороших управленцев, квалифицированных кадров. Есть большая проблема: сегодня средний возраст водителей автобусов — 45-60 лет. И над этой проблемой мы сейчас думаем. Один из вариантов — это целевой заказ на переобучение водителей на категорию D.

Читайте все новости Омска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах