МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Омск

Бессонная ночь на участке: корреспондент «МК в Омске» поработал наблюдателем на выборах

Как выглядели прошедшие выборы изнутри с точки зрения наблюдателя от кандидата в Заксобрание? Кто те люди в комиссии № 307, из-за которых депутат Горсовета Петренко отправился под административный арест на 10 суток? Журналист «МК в Омске» увидел это лично, побывав таким наблюдателем в ночь с воскресенья, 19 сентября, на понедельник, 20-е.  

Процесс подсчёта неиспользованных бюллетеней и наблюдатели. Фото Кирилла Янчицкого / "МК в Омске"

В воскресенье, 19 сентября, а также и в ночь на понедельник корреспондент «МК в Омске» поработал наблюдателем от одного из кандидатов в Заксобрание по одномандатному округу № 3. Напомним, победил в этом округе Вячеслав Васильев из «Единой России». Своими впечатлениями я решил поделиться и в материале с читателями.

Изначально планов становиться наблюдателем в эту кампанию не было (как и ранее какого-либо опыта в этом) — попросил помочь знакомый депутат Горсовета, который сам в свою очередь хороший друг этого кандидата. Предупредив, что все три дня я это делать не смогу, в итоге договорился о том, чтобы прийти на помощь именно уже вечером воскресенья и далее на ночном подсчёте. Изначально было непонятно, на каком конкретном участке придётся побывать. Хотя в четверг я высказал пожелание, чтобы лучше где-то на Левом берегу — ближе к дому. Округ в целом разбит в этом смысле неудобно — остальная его часть в городке Нефтяников и вплоть до Николаевки. Но с этим не обнадёжили — мол, на Левобережье уже не требуется, там участки людьми «закрыты».

Причём, насколько я знаю, наблюдателей было нужно очень много, с тем, чтобы их найти, были некоторые проблемы, но в итоге всё разрешилось. Платили им, кстати, по 3 500 рублей за три дня, ещё и с обеденным питанием. Кстати, над питанием штатные работники комиссии участка, где потрудился я, потом ещё и юморили, на что получили ответ. Диалог был таким:  

- Ну мы же не работаем за еду!

- Ага, вы работаете за идею, конечно!  

Определились с участком уже днём в воскресенье, 19 сентября - № 307. И это тот самый участок, из-за которого сейчас отбывает 10 суток административного ареста депутат Дмитрий Петренко. Там он снимал нарушения на видео и отказался прекратить съёмку по требованию полиции. Которую в свою очередь просила вмешаться председатель комиссии Тамара Щеблякова. В целом различные нарушения на этом участке пошли уже с первого дня голосования. В итоге предупредили: мол, бросаем в самое «мясо», могут быть самые разные нарушения, будь наготове.  

Кстати, в субботу, 18 сентября, эта же председатель довела градус кипения до того, что сама подала в отставку, а вместе с ней - и её сотрудники. Просто ТИК её не принял и понятно, почему — уже в день голосования, на бегу, найти замену в такой ситуации просто нереально.  

При этом уже с самого начала случилась нестыковка: приезжаю уже на сам участок, а бумаги для оформления, как оказалось, нужно было забрать в штабе на Левом берегу — на улице Звёздной. Звоню депутату, совещаемся, в итоге вскоре он подъезжает сам и даёт мне денег на такси, чтобы быстро сгонять на Звёздную и обратно. Вечер, седьмой час — надо успеть до 20-00, пока официально участок не закрыл голосование.

Причём в одну сторону такси успело отвезти по более дешёвому тарифу, а обратно почти сразу после 19:00 — уже по другому, примерно на 90 рублей выше. Ну это так, лирика...

Провернули схему красиво

Как уточнили члены штаба, своя наблюдательница на 307-м уже была, но её решили оперативно снять и заменить — мол, слишком уж дружелюбно общалась с штатными сотрудникамии комиссии, вплоть до чаепитий, как будто «спелась». В итоге с небольшим скандалом, который я не видел, это было сделано — кандидат лично приехал и подтвердил эти действия.

Секретарь комиссии Ольга Жогликова встретила холодно, но подчёркнуто спокойно. Очень долго изучала бумаги, как объяснила на ухо доверенное лицо кандидата Ассоль Трубецкая — откровенно тянула время, чтобы потом сказать «А всё! Вы до 20-00 уже не успели». Но всё же нет, такой план не сработал.  

Но при этом иронично высказала мнение:

«Красиво сделали... Ольгу Владимировну убрали, вас быстренько ввели...»

«Ну, говорят, недовольны были ей. Я уж не знаю, что там конкретно», - уклончиво ответил я.

Также на вопрос «До скольки примерно будем работать?», похоже, пыталась огорошить - «До пяти утра, наверное». Зря. В итоге закончили раньше. Пока оформляли бумаги — тут же главе комиссии кто-то звонил и она гневно посетовала, что двух людей в качестве помощи ей не хватает.    

Попутно команда кандидата предупредила и то, что будет обо всём этом материал в СМИ. Нет проблем, показал удостоверение, проверили в Интернете учредителя СМИ — холдинг «Сиб.фм». Но понятно, что в итоге работал как наблюдатель, ещё и член комиссии с правом совещательного голоса, а не журналист. Снимать фото можно было крайне ограниченно. Хотя по закону снимать и наблюдатели, и журналисты в это время могут всё, кроме персональных данных избирателей на бумаге, конечно.

Честно говоря, с моим «опытом» чувствовал себя неуверенно — не во всём была ясность, на что имею право, на что нет, при этом у кандидата была здесь и ещё две наблюдательницы, молодые девушки Марина и Анна, да и сам кандидат решил лично присутствовать при подсчёте именно здесь вместе с уже упомянутым доверенным лицом. Как будто даже немного статист при таком-то количестве действующих лиц, ну да ладно. Кстати, масочный режим соблюдать никто не требовал и почти все сотрудники комиссии были без масок. 

На фоне уже сказанного о скандалах, «отставке» главы комиссии, нарушениях, вызове «Скорой помощи» к той же Жогликовой — мол, из-за нервного срыва, общение в с комиссией участка в течение всего подсчёта получилось эмоциональным и конфликтным. Хотя нет смысла даже передавать все эти диалоги. Разве что некоторые.  

- Ты Заксобрание взялась считать? Считай.

- Так! Можно вас перепрыгнуть или обойти?

- Я очень разочаровалась в депутатах! О вас было мнение другое! (уже в конце - нашему кандидату).

Как пояснил сам кандидат, после окончания голосования должны были огласить явку — но этого не сделали.

В целом же подсчёт начинается с гашения неиспользованных бюллетеней по голосованию в Госдуму за партии — в итоге их оказалось 1 145, сначала посчитали неправильно — 1 059, забыли учесть 86 бюллетеней, потраченных на тренировку и тесты. И это только один пример «профессионализма» этой комиссии. Дальше было больше. Из-за этого — замазывание штрихом на большом протоколе на стенде и вписывание новой цифры.  

Получил удостоверение наблюдателя, кстати, уже позже — для этого нужно было открыть сейф, а сначала Ассоль уже по принципу «дует на воду, обжегшись на молоке», мол, как бы ещё что не «нахимичили», убеждала, что можно и без него обойтись.

При этом неиспользованные бюллетени комиссия считать сама сначала отказалась — мол, пусть наблюдатели сами считают (хотя те Затем всё же после некоторого времени «торговли» стали считать. Потом другие тоже неиспользованные бюллетени считали уже пачками для экономии времени — компромисс был найден.

КОИБ на участке, кстати, серьёзно в самом деле убыстряет работу — считает сам, даже когда все четыре вида бюллетеней валяются в одной урне. Потом, правда, возникает заминка из-за бюллетеней, куда-то пропавших — которых нет ни в урне, ни среди неиспользованных. По цифрам не сходится, возможно, гражданин мог унести бюллетень с собой, и этого никто не заметил. И таких может быть немало. Но машине-то ведь это не объяснишь? Честно говоря, даже непонятно, как проблема была решена. Но тут верим — злого умысла не было.   

В УИК в целом заверяют — да мол, нам всё равно, какая партия выиграет, лучше жить всё равно от этого не станем, нам главное — сделать свою конкретную работу и уже идти домой. 

И вот тут хочется уже озвучить главный вывод: скорее всего, на этом участке действительно никто не планировал никаких вбросов и прочих манипуляций в пользу партии власти и кого-либо ещё. Но сработали топорно, с большим количеством ошибок и промахов. С самого первого дня. За что и получили критику наблюдателей. Ведь на других участках таких скандалов, как с депутатом Петренко здесь — почему-то же не было? Уже просто из комичного — где-то в середине подсчёта, доставая сейф-пакеты, умудрились с жутким грохотом обвалить полку в сейфе.  

Смотрели, не глядя

По ходу подсчёта Ассоль и кандидат уже обсуждают предварительные итоги из какого-то партийного чата — творится что-то небывалое, в партийной части Заксобрания нет ни одного единоросса! И сам наш кандидат проходит, хотя в одномандатном округе и проигрывает Васильеву. Ликование их понятно, хотя, конечно, оно ещё очень осторожно...  

Ещё один «пункт программы» - проверка книг со списками избирателей. Тут тоже конфликт — якобы мы не имеем права в эти списки смотреть, потому что там персональные данные. Очень скользко. Сами списки, мол, вы можете смотреть, но персональные данные читать нельзя. Сошлись на том, что данные эти прикрывают, а цифры и росписи граждан за бюллетени мы отслеживаем. По закону же - имеем. Не имеем права снимаать их на фото и видео. Это логично. Плюс потом претензии в адрес меня - «Ваш наблюдатель тыкал в списки пальцем!» Хотя это уже просто ложь — как и положено, никакими пальцами я списки не трогал. Так что налицо ещё и юридическая безграмотность — когда сотрудник комиссии уверен, что у него больше прав, чем на самом деле.

Итог и цифры

Подводя черту, сообщу: копии протоколов наблюдатели получили примерно с 3:10 до 3:40, на этом всё. Известно при этом было, что ещё несколько участков в городе до сих пор считают и оформляют итоги. Цифры по этому участку такие (чтобы не перегрузить уж совсем ими, среди конкретных кандидататов — только тройка «призёров»):

В Заксобрание по округу — у Васильева 192 голоса, у Владимира Быкова (КПРФ) — 144, у Светланы Андрушко («Коммунисты России») - 78.

В Заксобрание по партийному списку: КПРФ — 171, «Единая Россия» - 168, «Справедливая Россия — За правду» - 62, ЛДПР и «Коммунисты России» — по 56, «Новые люди» - 51, Российская партия пенсионеров за социальную справедливость — 25.

В Госдуму по одномандатному округу (тоже только «призёры»): Оксана Фадина («Единая Россия») - 226, Константин Ткачёв (КПРФ) — 160, Владимир Казанин - «Коммунисты России» - 59.

В Госдуму по партийному списку: КПРФ — 236, «Единая Россия» - 181, «Справедливая Россия — За правду» - 56, «Новые люди» - 55, ЛДПР — 46, Партия пенсионеров — 17, «Яблоко» и «Коммунисты России» - по 11. Политические «карлики» - Партия РОСТА, «Зелёные», «Зелёная альтернатива», «Родина», Российская партия свободы и справедливости - от 8 до 1. «Гражданская платформа» умудрилась набрать 0 голосов.

Получается, что те же люди, что за Васильева голосовали в округе, в Госдуму теоретически могли голосовать за КПРФ, и так далее — жёсткого совпадения по числу сторонников коммунистов и «Единой России» в разных голосованиях нет.  

Наш кандидат дал свой комментарий по итогам своей кампании в целом:

«Пока рано что-либо говорить об окончательных подсчётах, но при этом были замечены грубейшие нарушения, ждём итогов голосования. Наблюдатели сработали профессионально, скоординировать их удалось хорошо. Проследить за подсчётом лично именно здесь я хотел, потому что на этом участке и были выявлены нарушения, пусть и не на нём одном. Здесь — просто очень явные. В любом случае было понимание, что нужно в ночь на каком-то участке присутствовать.  

Если оценивать кампанию именно в Советском округе - части нашего с соперниками округа Заксобрания — то здесь было в ходе голосования особенно много нарушений. В его левобережной части было спокойно, нарушений почти не было. И причины этого я предполагаю, но лучше не буду их сейчас озвучивать. Версии есть».  

Читайте все новости Омска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах