Директор Департамента транспорта Вадим Кормилец рассказал депутатам о работе муниципального транспорта в уходящем году. По словам докладчика, в 2022 году изменились маршруты нескольких автобусов, в частности, №№42, 79 и 119. Автобус №61 стал ходить по улице Степанца, таким образом появилась альтернатива частным перевозчикам, обслуживающим этот район. Автобус малой вместимости №424 значительно улучшил транспортную доступность микрорайонов «Кузьминки» и «Прибрежный».
Закуплены новые троллейбусы для магистрального маршрута №4. Всего в 2022 году было закуплено по нацпроекту «Экология» 33 автобуса на комбинированном природном газе и 9 троллейбусов. В следующем году планируется закупить еще 20 автобусов и 40 троллейбусов, а в 2024 – еще 44 автобуса. Чтобы обеспечить бесперебойную работу новых автобусов в Омске работает 4 метановых заправки, еще по одной планируется построить в 2023 и 2024 году. Новые заправки расположатся на ул. Машиностроительная и Семиреченская.
Главной темой для обсуждения стала новая транспортная схема Омска. По словам Вадима Кормильца, главная задача ее введения – разгрузить центр города от автобусов малой вместимости и маршруток. Маршруты, которые излишне дублируют друг друга, Вадим Кормилец назвал паразитическим транспортом, их предполагается сократить или перенаправить на улицу Маршала Жукова. В центре должны остаться только автобусы большой и средней вместимости. Частным перевозчикам, чьи маршруты проходят через центр, дан выбор – самостоятельно закупить автобусы средней вместимости до июня 2023 года или согласиться на изменение маршрута. Директор дептранса особенно подчеркнул, что важен индивидуальный подход к каждому перевозчику.
По словам Вадима Кормильца, новая транспортная схема будет работать следующим образом: пассажир выходит на ближайшую к нему остановку, садится на подвозящий маршрут, доезжает на нем до узловой остановки, где пересаживается на межрайонный или магистральный маршрут, «не успев докурить сигарету». Заместитель мэра Владимир Куприянов добавил, что изменять время пересадки по карте «Омка» не планируется. Пассажиры по-прежнему смогут пересаживаться в течение 45 минут.
Новая транспортная схема сейчас дорабатывается. К ее обсуждению привлекают перевозчиков, депутатов горсовета, общественников и специалистов СибАДИ. Предполагается, что ездить по новой схеме омичи начнут летом 2024 года. Чтобы жители города смогли адаптироваться, предусмотрен переходный период длительностью 1-2 недели. В это время одновременно будут действовать старая и новая схема.
Также о своей работе отчитался директор «Пассажирсервиса» Алексей Васильев. Он сообщил, что планируется доработать Единую карту омича и привлечь как можно больше пассажиров ей пользоваться. В будущем Единая карта должна будет заменить «Омку», но когда именно это произойдет – зависит от мнения омичей.
Еще одно изменение коснулось размещения рекламы в транспорте. Депутаты приняли решение размещать рекламу в салонах только на специальных стендах, объявлять остановки и для удобства пассажиров указывать номер маршрута на задних стеклах «маршруток». Полностью эти требования соблюдает только муниципальный транспорт, а с дисциплиной среди частных перевозчиков еще предстоит работать.
Итоги заседания подвел председатель комитета Юрий Арчибасов: «В департаменте транспорта создана группа, в нее входят специалисты из СибАДИ и, в том числе, депутаты. Прорабатывается вопрос о новой транспортной сети. Предположительно будет сокращение пассажирского транспорта на территории Омска, но транспортная доступность населения улучшится. Как это будет выглядеть. Основной поток пассажиров двигается на работу утром и с работы вечером. Соответственно все автобусы большого, среднего и малого класса в это время переполнены. Автобусы малого класса типа «Газели» с утренним потоком не справятся никогда, поэтому принято решение, что на основных магистралях убирается малый класс, он заменится автобусами большого и среднего класса. Малый класс департамент перераспределит на территории, где на сегодняшний день пассажирского транспорта не хватает».