Для того, чтобы приобрести права потребителя, недовольному оказанием медицинской услуги пациенту нужно предпринять довольно простые действия. Сначала следует предъявить претензию главврачу больницы, можно и в страховую компанию, фонд ОМС – отправив ее заказным письмом с уведомлением о вручении. На ответ дается десять дней. Не дождались или не согласны с ответом? Можно обращаться в районный суд. Именно с момента обращения в суд пациент и обретает права потребителя.
А их у него немало – на надлежащее качество услуги, на ее безопасность, на информацию об исполнителе и о самой услуге, на соблюдение сроков оказания услуги, а при обнаружении недостатков услуги – на соблюдение сроков их устранения. А также на соблюдение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя. И автоматически в отношении ответчика начинают дей-ствовать пункты «потребительского» закона о неустойке, штрафе, госпошлине.
Для того, чтобы пациенты знали, как в соответствии с новым законодательством составляются претензии, на сайте Центра есть образцы, воспользовавшись которыми можно серьезно сэкономить на оплате юридических услуг. Публикуем один из них.
Претензия о возмещении понесенных расходов в связи с недостатком медицинской услуги в системе ОМС
Главному врачу бюджетного учреждения здравоохранения
от Иванова Ивана Ивановича
Адрес:
Полис ОМС серия …… номер …..
3 августа 2012 года я обратился с жалобами на боли в эпигастральной области в городскую поликлинику №… по месту жительства к участковому терапевту.......После осмотра врач сказала, что мне нужно выполнить фиброгастродуоденоскопию (ФГДС), но направление на обследование она дать не может, так как у нее направлений уже нет, и в этом месяце не предвидится, поэтому рекомендовала пройти обследование за свой счет.
Согласно условиям оказания медицинской помощи, изложенным в Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 г. при оказании амбулаторной медицинской помощи очередность на проведение диагностических исследований не должна превышать 15 календарных дней с регистрации даты обращения пациента в медицинскую организацию.
Ч. 1 Ст. 16 федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусматривает, что застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также на возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» устанавливает, что основными принципами охраны здоровья являются – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Отказ в предоставлении направления на проведение процедуры ФГДС нарушил мои права гражданина и застрахованного в системе ОМС, установленные вышестоящими законами. Для реализации своего права на охрану здоровья я был вынужден оплатить медицинскую услугу ФГДС. Стоимость услуги составила 420 рублей. Медицинскую услугу выполнило частное медучреждение (указать название).
Из п. 9 постановления пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что к отношениям по предоставлению гражданам медуслуг, оказываемых медорганизациями в рамках добровольного и обязательного медстрахования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Непредоставление участковым терапевтом мне направления для выполнения ФГДС свидетельствует о том, что медуслуга со стороны бюджетного учреждения здравоохранения была оказана с недостатком, под которым закон о защите прав потребителей подразумевает несоответствие услуги обязательным требованиям, предусмотренным законом.
Ст. 29 закона о защите прав потребителей устанавливает, что потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
На основании изложенного, прошу возместить мне 430 рублей расходов по устранению недостатков медицинской услуги третьим лицом, а также выплатить за нарушение права потребителя в досудебном порядке денежную компенсацию причиненного морального вреда в размере 2000 рублей в связи с тем, что я испытал чувство обиды из-за несоблюдения моего права на получение бесплатной медицинской помощи, тем более что президент Путин В.В.,председатель правительства Медведев Д.А. и министр здравоохранения Скорцова В.И. неоднократно высказывались о том, что проблем с финансированием бюджетного здравоохранения нет.
Информирую вас о том, что при отказе в добровольном удовлетворении требований потребителя в срок не позднее 10 дней с момента предъявления претензии при моем обращении в суд с Вас будут взысканы не только понесенный мною расход в 420 рублей, но и законная неустойка в размере 420 рублей, денежная компенсация морального вреда в установленном судом размере, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также судебные расходы по взысканию государственной пошлины в размере 4400 рублей. В связи с этим настоятельно рекомендую не вынуждать меня обращаться в суд для защиты прав потребителя.
(подпись) Иванов И. И.
Итак, посчитаем!
Если полмесяца прошло, а талона по-прежнему нет, уже на 16-й день пациент с полисом ОМС может воспользоваться своими правами потребителя. Допустим, он уже на 16-й день прошел платное обследование стоимостью 420 рублей в частной клинике. Предъявив претензию, пациент может потребовать от своей поликлиники возместить ему эту сумму не позднее 10-дневного срока. А получив отказ, обратиться с иском в суд и взыскать не только понесенные расходы, но и неустойку в размере 420 рублей, а также компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя получить обследование не позднее 15 дней с момента обращения.
Примерный размер компенсации суд может оценить в 1000 рублей. В итоге получится сумма: 420+420+1000 = 1820 рублей. От этой суммы в пользу потребителя с поликлиники судебным решением взыскивается еще штраф в размере 50% от присужденной суммы – 910 рублей. Дополнительно с поликлиники будет взыскана и госпошлина в размере 4400 рублей. Всего же из-за несоблюдения требований Территориальной программы госгарантий поликлиника может потерять 1820+910 + 4400 = 7130 рублей.
Понятно, что главврачам теперь придется несладко. И у присутствующих на пресс-конференции журналистов возник вопрос: не станут ли они «отрываться» на подчиненных, перекладывая на них ответственность, заставляя врачей принимать в разы больше пациентов, чем это положено стандартами – ради сокращения очередей…
– И у медиков есть права, – ответил руководитель Центра медицинского права Алексей Панов. – Если врач, к примеру, принимает 20 пациентов вместо восьми, то может ухудшиться качество медпомощи. Поэтому четко надо понимать: обеспечить клинику необходимым количеством персонала, техники, препаратами – это обязанность администрации. А врачи должны спокойно работать.
Для защиты своих интересов в совершенно новой ситуации юристы Центра рекомендуют врачам создавать профсоюзы. Не формальные, для галочки (что с них толку?) – а реально действующие, способные в переговорах с администрацией медучреждений отстоять интересы сотрудников.