Новая постановка Омского музыкального театра

О чем узнают зрители балета «Бухгольц»

11.08.2016 в 13:12, просмотров: 1701

Новая постановка приурочена к знаменательным датам: 300 — летию города Омска и к 125-летию композитора Сергея Прокофьева. Именно его музыка будет в первую очередь звучать в новой постановке, наряду с мелодиями «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Таким образом будут представлены джунгары, которые напали на экспедицию Бухгольца.

Новая постановка Омского музыкального театра
vk.com

Режиссером постановки выступила лауреат VIII международного театрального форума «Золотой витязь» Надежда Калинина, которую омичи уже успели полюбить за оригинальный и свежий взгляд в ее балетах: «Шинель», «Обнаженное танго» и «Идиот».

vk.com

– Я мечтала, чтобы на омской сцене были поставлены «Половецкие пляски». У нас они будут без хора. Это не нововведение, ведь ансамбль Моисеева его так и танцует. Получается такой одноактовый балет на 20 минут, – признается режиссер.

Злобный князь

Зрителей ожидает два полноценных насыщенных действия.

И как обещают создатели балета – князя Гагарина, все – таки, повесят в конце.

– Я заострила отрицательные черты этого персонажа. Не значит, что он действительно был таким. Вообще вся постановка – это большая фантазия на историческую тему. Я много придумывала новых ситуаций, сюжетных линий и характеристик персонажей. Я много читала и некоторых деталей не было вовсе, – признается Надежда Калинина. 

Князь Гагарин становится «царьком» в сибирском государстве, погрязшим в коррупции и ласках экзотических девушек. Когда шло расследование дела Гагарина его обвиняли в первую очередь в заговоре против России. Хотя на самом деле это был европеизированный князь, которого окружали шведы. В балете он будет представлен как настоящий русский казак, и будет присутствовать при строительстве крепости, чего на самом деле не было. Он подожжет ее.

– Я наградила его набором грехов и пороков, – рассказывает режиссер.

Маска и актер

На сцене будут задействованы экзотические красавицы, несмотря на то, что балет по своему составу чисто мужской. Все участники «Бухгольца» – это один состав, с максимальным количеством солистов, в спектакле нет заменимых.

– Столько ведущих артистов у нас встречается только в балете «Конек – горбунок», – аргументирует режиссер.

Солист театра Сергей Флягин сыграет вышеупомянутого князя Гагарина, хотя сам по себе он добрый открытый человек. Именно поэтому режиссеру было интересно по – другому развернуть его личность. Артист даже отрастил бороду.

– Я еще не до конца знаю, как погибнет мой герой. Жду сюрприза, – смеется актер. 

– Сначала Сергею было тяжело, но сейчас он уже свыкся с ролью отрицательного персонажа, – признается Надежда Калинина. – Вообще выбирать, кто кого сыграет мне было легко, потому что я достаточно хорошо знаю труппу и мы долго работаем вместе.

Через физику артистов раскрываются сами персонажи, а не наоборот как обычно бывает.

Жену Бухгольца, о которой практически ничего неизвестно сыграет Анна Маркова.

– Мой персонаж уютный и теплый. Но при этом она может вступиться за себя и посмотреть в глаза своим страхам. Так она идет на разговор с Петром I, чтобы спасти своего мужа, – рассказывает Анна.

По истории Бухгольц познакомился со своей женой в Тобольске, но законы жанра потребовали изменений, дабы зрителю было интересно смотреть спектакль.

– Толстого тоже обвиняли в неправдоподобии в «Войне и мире». Поэтому мне не стыдно, что я иду наперекор той малочисленной информации, которая рассказывает об основании Омской крепости. 

vk.com

В спектакле действуют два контрастных женских персонажа: единственная пальцевая балерина в постановке – возвышенная жена Бухгольца из Петербурга и яркая порочная джунгарка Сэтэржав жена джунгарского хана Цэвана-Рабдана, танцующая в современном стиле. Последняя полностью выдуманная, несмотря на то, что встречается в истории Омска. Ее в постановке сделали почти шпионкой, которая любит свое государство и работает на него. Джунгарское ханство на момент экспедиции Бухгольца было очень сильным и значимым. Сэтэржав отправляется к Гагарину, чтобы разведать обстановку в крепости. Но ничего человеческое ей не чуждо и она влюбляется в главного героя. Неудивительно, ведь Бухгольц представлен в спектакле чутким дипломатом, нежели простым воякой.  Эта роль досталась его правой руке Парамону Лапшину. Бухгольц – герой, который имеет право на ошибки.

– Понятно, что экспедиция провалилась из-за плохого финансирования и некачественного снаряжения, но я не могу это показать – так не интересно. Мне нужно, чтобы Бухгольца мучила совесть и я сделаю все для этого возможное, – признается режиссер. – Я не делаю скульптуры. Я создаю человеческие образы.

Это спектакль про любовь к своей родине. И к России, и к Джунгарии. Сейчас слово патриотизм звучит затаскано, но говорить о нем нужно и необходимо. Именно это хотят донести создатели спектакля.

– Сначала меня немного волновало, что «Бухгольц» – это заказ директора музыкального театра Бориса Ротберга. Я сначала смущалась, а потом поняла, что в каждом городе свои герои  и ставить такой балет – это верное решение. Герои должны быть, а патриотизм не должен вызывать неловкость, – признается Надежда.

Нигде в городе так и не установили скульптуру Ивана Бухгольца, поэтому спектакль можно считать живым памятником омскому персонажу.

В каждой постановке Надежды Калининой присутствует Петербург. Она уже считает его своим талисманом. В «Бухгольце» северная столица появится в начале спектакля и перед финалом. Петра сыграет Дмитрий Дерябин, который уже выходил на сцену в образе Колчака. Его Петр очень подлинный и любящий участвовать в пытках. С указа Петра начинается спектакль, к финалу он окажется в Петропавловской крепости, где будет принимать решение, кого казнить. В конце спектакля Петр появится в омской крепости, чего на самом деле не было.

– Дмитрий - абсолютный Петр, – говорят коллеги. – Это и характер, и статность, взрывной характер, перемены настроения.

Кордебалет играет не последнюю роль в постановке. Это и свита Петра, и тобольские пьяные мужики, и солдаты в крепости. Затем они перевоплощаются в джунгар.

До последнего дня

Актеры признаются, что спектакль будет дорабатываться и после премьеры. Даже режиссер, за чьей спиной многочисленные постановки, признается, что это очень тяжелая работа. Задействовано большое количество костюмов. В спектакле много перевоплощений и переодеваний. В основном у мужского состава. Сложно строить крепость, отыгрывать пожар. Художник как всегда знаменитый и обласканный Сергей Новиков.

Сложности и радости

vk.com

Самым сложным для постановщиков стал сюжет. Ведь про Бухгольца нет ни романа, ни фильма. Были тщательно изучены все краеведческие документы.

– Рождать что-то из пустоты очень сложно. Также было сложно «договориться» с Прокофьевым.  Он очень разностильный композитор. В определенные периоды он совершенно другой. У нас задействованы фрагменты 5 и 6 симфоний, фрагменты из балетов «Каменный цветок» и «Блудный сын». «Золушку» и «Ромео и Джульетту» я не тронула, – признается режиссер. – Также в спектакле звучит музыка из сюиты «Война и мир». Я рада, что наша балетная студия прикоснулась к шедеврам мировой музыки. Но с Чайковским «договариваться» легче.

Многие артисты впервые танцуют под Прокофьева, а это совсем не просто.

Надежда Калинина сетует на малочисленный мужской кордебалет: – Вот если бы их было в 5 раз больше, чтобы можно было и «Спартака» поставить!

Победителей не судят. Как бы тяжело не было во время репетиционного периода – состав нацелен на результат и не боится трудностей. Конечно, иной раз не получается воплотить все на 100 процентов, но и 80 – 70 процентов – это уже маленькая, но победа. Мучительный процесс создания вытесняет ощущение триумфа.

– Не надо ничего бояться. Надо просто получать удовольствие, – дает совет режиссер «Бухгольца». – Мне придает сил совместное творчество с омскими артистами. Мы иногда можем целую репетицию разговаривать об образах и ситуациях. Это очень приятно и это бывает не в каждой труппе. Находить нужный музыкальный фрагмент – тоже моя победа.

Балет был подготовлен за полтора месяца в связи с загруженностью режиссера в других театрах. Всю первую часть лета актеры проделывали волевую работу, репетируя в жаре и духоте. Оправдают ли их усилия результат, омичи смогут увидеть в новом театральном сезоне.