Почему молодые педагоги не остаются работать в омских школах

Срочно требуется учитель

24.07.2017 в 06:51, просмотров: 2202

Еще несколько лет назад сразу в нескольких крупных регионах России объявили о нехватке преподавательского состава для школ. С тех пор положительной динамики не наметилось, а эксперты и вовсе дефицит учителей в школах окрестили самой острой проблемой нашей страны. В Омской области, как считает региональное минобразования, жесткого дефицита кадров нет. Ежегодно в школы приходят 600-700 молодых специалистов. Но удается ли их удержать?

Почему молодые педагоги не остаются работать в омских школах
pixabay.com

Сейчас в школах Омской области работает около 15 тысяч учителей. При этом нехватка кадров в регионе с каждым годом ощущается все острее. Как заявила глава департамента образования администрации Омска Екатерина Спехова, только в начальных классах не хватает около 150 учителей. По ее словам, среди учителей-предметников на сегодняшний день самым востребованным направлением является русский язык, литература и математика. А вот сельским школам особенно нужны учителя иностранных языков.

Кадровые пробелы встречаются по всей стране. Взять, к примеру, Нижегородскую область: там свободно 724 места. В два раза меньше свободных вакансий в Удмуртии, Тюменской области, Челябинске.

Специалисты говорят, паниковать не стоит. В любом случае, дети без учителей не останутся: в крайнем случае, преподаватели возьмут по несколько дисциплин и закроют кадровые дыры. Однако такая переработка, по мнению ЮНЕСКО, несовместима с целями и задачами образования и может нанести ущерб ученикам.

20 тысяч – миф или реальность?

Весной Общероссийский народный фронт провел мониторинг, в котором участвовали 5 тысяч школьных учителей со всей России, в том числе и из Омска. Их спрашивали о реально получаемой заработной плате и учебных нагрузках. Оказалось, что в среднем школьный учитель получает 16 750 рублей, а если это молодой специалист, который работает до 1 года, то минимальная сумма и вовсе составляет 10 тысяч рублей.

Любопытно, что в отчетах и статистике цифры по зарплатам приобретают совершенно иные значения, далекие от реальности. По данным Росстата, в конце 2016 года средняя заработная плата учителя по стране достигла почти 27 тысяч рублей. В нашем регионе эти цифры оказались скромнее – 22 тысячи рублей с небольшим. К такому выводу пришел Омскстат. Но побить все рекорды удалось Екатерине Спеховой. В своем докладе она рассказала, что средняя зарплата педагогов в прошлом году составила 27 тысяч рублей. Напрашивается логичный вопрос – откуда такие цифры?

Сайты вакансий показывают, что учителям в омских школах предлагают оклад в 10-15 тыс. рублей. Так, самой востребованной, действительно, является вакансия учителя математики, при этом отмечается, что педагог должен иметь стаж работы не менее 3-х лет.

– Я проработала в школе учителем истории и обществознания 3,5 года, потом ушла в другую сферу, – рассказывает Дарья Абрамова. – Когда начинала, зарплата была 11 тысяч рублей. Потом стала 15-17 тысяч. А максимально получала 24 тысячи рублей. Это при том, что у меня была нагрузка 28 часов в неделю при норме – 18 часов. Зарплата очень сильно зависит от школы. Во многих учреждениях есть бонусные или рейтинговые системы, за счет которых тебя либо премируют, либо штрафуют. Правда, толку от этого мало. Например, за то, что ты сводишь класс на экскурсию, тебе дают бонус, который не покрывает стоимость входного билета и проезда. Добавим сюда еще нервы и ответственность.

На одну ставку есть нечего, на две – некогда

 Вот и получается, что для того, чтобы хоть как-то спасти свое финансовое положение, учителя увеличивают учебную нагрузку. В Омской области в среднем она составляет 25,2 часов в неделю вместо рекомендованных 18-ти. И это еще не самый высокий показатель.

Завышенные показатели нагрузки прокомментировал депутат Государственной Думы Олег Смолин:

– Средняя нагрузка учителя 28 часов. Как шутят мои коллеги-педагоги: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две есть некогда. Понятно, что при таких нагрузках надо обеспечивать качественное образование. 

Но о каком качестве может идти речь, если учитель будет работать за двоих, а то и за троих?

Так что принцип «хочешь жить – умей вертеться» как нельзя лучше описывает нынешнее положение российских учителей. И речь даже не идет о «жить хорошо», скорее, о банальных вещах, которые должен себе позволять каждый человек. Неудивительно, что некоторые учителя переходят на так называемую «теневую сторону», занимаясь репетиторством. Региональные опросы показывают, что более 70% школьных учителей в дополнение к работе в государственном учреждении преподают курсы на дому. При этом доход от такой «теневой» деятельности составляет от трети до половины зарплаты.

Профессия для тех, кому за 50

Кто же сегодня стоит у доски? Как правило, это учителя, которые имеют трудовой стаж более 20 лет. Такие педагоги составляют «костяк» учительского состава, или 60% от общего числа преподавателей. Молодых учителей (моложе 35 лет) в школах значительно меньше – 22%. Эксперты говорят, что доля учителей в возрасте 50 и старше возросла не только в России, но и по всему миру. Иными словами, профессия школьного учителя стареет и это факт.

А где же молодежь? Главной «кузницей» кадров в нашем регионе продолжает оставаться ОмГПУ и педагогическое училище. Они стараются помочь выпускникам в поиске работы по окончании обучения. Несмотря на это, сейчас, как и в предыдущие годы, выпускники педагогических ВУЗов идут работать по специальности крайне неохотно.

За прошедший год высшее образование по специальностям «Образование и педагогические науки» в Омской области получили две тысячи человек. Однако, большая часть дипломированных специалистов предпочитает не идти работать в школы. По словам экспертов, официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических ВУЗов идут работать кем угодно – менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями.

Сотрудники омской службы занятости населения говорят, что вместо профессий учителей подыскивают молодежи вакансии секретарей, менеджеров, нянечек. А если молодой специалист

все-таки решился связать свою жизнь со школой, то с распростертыми объятиями его примут далеко не везде. Многие школы не хотят принимать на работу специалистов, у которых нет опыта работы, а если принимают, то платят не более 10 тыс. рублей.

Бумажная рутина и отчеты по отчетам

По словам Татьяны Владимировны Тушнолобовой, директора школы №4, молодые учителя если и приходят, то практически сразу увольняются, не проработав и пары месяцев.

– К нам в начале года пришел учитель географии, но спустя месяц его позвали в престижную гимназию за более высокую оплату. А так у нас работает молодой учитель физической культуры и биологии, поэтому нам еще повезло, – рассказала она. 

– Я ушла из школы на должность Project Manager в IT компанию, – говорит Дарья Абрамова. – По моей практике из школы уходят по нескольким причинам. Это низкая зарплата, из-за того, что старшие коллеги не дают развиваться, и из-за бумажной волокиты, которая окончательно добивает. Работа в школе – это бумажная рутина, непонятные отчеты, отчеты по отчетам и прочее. Ты находишься в вечном состоянии обязанности: мол, учитель – это призвание, вот и тяни за просто так.  Педагог как будто обязан перед всеми. Перед школой, родителями, детьми, государством. 

Должен воспитать, научить и сделать еще много всего за такие деньги и такое отношение детей и родителей... Это интеллектуальный труд, но очень узконаправленный. Есть ощущение, что жизнь проходит мимо тебя, хотя я участвовала во всяческих конкурсах и на месте не сидела. Единственное, что цепляет – это уважение к профессии в обществе. Многие мои подруги по-прежнему работают в школах. И я сама ценю ощущение, что ты вложил в ребенка что-то важное, и поэтому он смог чего-то добиться. Поэтому, несмотря на смену профессии, преподавание я не бросила и сейчас стабильно занимаюсь репетиторством.

Также престижно, как работать техничкой

Однако мнение Дарьи о престиже профессии, к сожалению, разделяют далеко не все. Наряду с очевидной проблемой – маленькой заработной платой – есть и масса других моментов, которые играют не в пользу профессии школьного учителя. В их числе и большая нагрузка, и ответственность, и сложность работы с детьми, то есть моральная неготовность молодежи к выполнению своих обязанностей.

По мнению Степана Кошкарева, учителя истории и обществознания в школе №72, сейчас ту или иную профессию рассматривают, в первую очередь, с точки зрения достатка. Именно потому, что школьный учитель не может себе позволить купить машину, квартиру, достойно обеспечить семью, эта профессия не считается престижной.

Некоторые и вовсе уверены, что молодые специалисты не желают работать в школе, так как потеряно уважение к профессии. Например, в советское время работать в школе было почетным занятием, учитель был для детей непререкаемым авторитетом. Сейчас же

популяризируются и рекламируются совсем другие сферы деятельности. Это подтверждают опросы, проведенные в старших классах омских школ. Их результаты крайне неутешительны – учительскую профессию обучающиеся поставили в один ряд с таксистами и техничками.