«Какой-то злой колдун из компьютерной игры в 1716 году?»: известные омичи оценили нарисованный нейросетью портрет Омска

Творческие омичи поделились мнениями о портрете Омска в серии про российские города-люди, которую создал вместе с нейросетью «MidJourney» дизайнер Кирилл Соловьёв. Ранее его объяснение про наш город мы приводили.  

«Какой-то злой колдун из компьютерной игры в 1716 году?»: известные омичи оценили нарисованный нейросетью портрет Омска
Фото Андрея Кудрявцева / vk.com/fotokud

В опросе участвовали рок-музыканты, художница, кинематографист и культуролог. В том числе вопросы были такими: «Соответствует ли, на ваш взгляд, Омск нарисованному портрету?», «Если не очень соответствует, то так как это нейросеть, какие на самом деле данные нужно было заложить про Омск ? Армия, крепость, Достоевский, Колчак?» и «Как вы вообще относитесь к развитию нейросетей в сфере искусства, творчества? Есть ли опасность, что из-за них люди вообще сами разучатся творить - рисовать, писать, сочинять музыку и так далее».

Максим Дьячук, фильммейкер:

1) Моему представлению об Омске этот портрет совершенно не соответствует. Это «тёмная» фантазия автора, а не нейросети. Злой колдун из какой-то средневековой компьютерной игры в 1716 году? Автору, похоже, нужно учить историю, с внешним видом одежды он ошибся, лет так на 600 (улыбается), как и с географией. С каких пор в Омске архитектура Праги?

2) Я сейчас сам занимаюсь изучением нейросетей, так вот: нейросети ничего не создают сами, им задаются исходные данные, причём очень подробные, так называемый «промпт».

Если говорить про данную работу, то, чтобы нейросеть её нарисовала - промпт здесь должен быть примерно таким: «мужчина с хмурым лицом, азиатской внешности, с усами и бородкой, в тёмной одежде, смотрит в камеру, стоит на фоне старого города, над ним летают вороны. Средние века, фэнтези. Фигура крупным планом, с тёмными оттенками, как живопись, написанная маслом, в качестве ориентира использовать картины следующих художников...» и идёт перечисление, на что опираться...

Вот вам и вся «творческая» работа.

Далее нейросеть рисует то, что ей написали, но вот беда - она рисует на основе моделей (баз данных) на которых она обучалась, эти модели в основном - западные, картинки западных художников, персонажи компьютерных игр, фильмов и пр.

Нейросети не очень хорошо «знают» российских авторов и русскую историю, а также российские заложенные данные, поэтому если вы напишите в промпте – «советский солдат», «русскй генерал» и т.п. - она вам нарисует такую «клюкву», что советский солдат будет похож на героя из игры «Вархамер 40.000» и прочую дичь.... (смеётся).

Но, наверное, какие-то исторические данные найти можно, не думаю, что нейросеть представляет как выглядит Любинский проспект, или Омская крепость, да и вообще русская крепость, скорее она нарисует крепость викингов. Но, возможно, Достоевского и Колчака она знает по 1-2 фотографиям, максимум... В общем, это гиблое дело (смеётся).

3) Нейросети очень полезны в работе, помогают быстро создать нужное изображение, отредактировать его и вообще за этим будущее..., но ирония в том, что нейросети опираются на работы созданные людьми, иными словами нейросеть создаёт изображение из элементов уже кем-то созданных, да - базы данных всё время расширяются, да - нейросеть учиться синтезировать разную информацию и выдавать что-то своё. Но если вам нужно нарисовать, что-то конкретное, именно так, как вы задумали - то без человека не обойтись пока, а если вам нужно, что-то не конкретное, например я хочу фото или картинку горы с водопадом, я получу много вариантов этой картины и возможно какая-то меня вполне устроит.

Нейросети полезны для создания концептов персонажей, архитектуры, для дизайнеров которым нужны варианты, много вариантов чего-либо. Для иллюстраторов, в кинопроизводстве, для создания фонов и т.д. Но в целом это - инструмент, ускоряющий и помогающий вам в работе. Я сам уже в своей работе, в своих фильмах, использую разные нейросети. Например, для создание фонов дальнего плана, для удаления или замены ненужных объектов в кадре, для чистки голосов актёров, которые были некачественно записаны, или был какой-то посторонний шум, для удаления фона на видео, для увеличения разрешения изображения и его чёткости и т.д.

Нейросети – это «магия» нового времени. И как любой магией, ей должен управлять умелый маг, т.е. творческий человек - творец. В противном случае это будет лишь мусор...

Есть очень любопытные разработки в нейросетях. Поэтому я положительно к ним отношусь. Главное, что ты делаешь и для чего.

Портрет Омска. ФОТО: VK.COM/TRANKYZ

Олег Аристархов, экс-лидер рок-группы «Исайя», автор и создатель видеопроекта «Музейное телевидение»:

- К сожалению, я не могу выразить свою личную благодарность как искусствовед или критик, так как я просто компьютерная программа, созданная для оказания помощи в различных задачах. Однако я могу сказать, что использование нейросетей для образования городов в обличии людей звучит интересно и инновационно. Это может быть захватывающим экспериментом в эффектах искусств и вызывает интерес у любителей новых технологий.

Что-то совпадает, что-то нет, не важно – это пример того, что идея первична! Осознанный Человек будет над ИИ всегда, если, конечно, не пойдет по пути развития западной цивилизации. Вектор развития которой направлен на создание из человека фабрики «Потребления», как пример в этой ситуации – люди просят автора создать образ своего города, проявляя себя как биомассу для фабрики «Потребления», а не пробуют сделать это сами.

Из конкретных портретов городов – в Уфу захотелось приехать к Миленькой, к лисичке.

Не понравился Краснодар – это образ скорее глухой заброшенной деревни. Побратать его надо с Пермью (смеётся).

Я понял почему мне дискомфортно в Москве - нравятся брюнетки…

Омск соответствует имиджу в социуме. Достоевский и так далее... На мой взгляд, пора

поклонникам Достоевского предъявить за формирования негативного образа города, города–САДА!

Если же где-то есть несовпадение – по моему мнению, это непрофессионализм автора.

Евгений Груздов, культуролог:

- Забавно, но не скажу, что попали. Омск - точно не попадание

Считаю, что если и есть опасность нейросети как конкурента для людей творческих профессий, то только для ремесленников, а творцам ничего не угрожает, но это безответственное моё личное рассуждение.

Олег Молоков, лидер, продюсер, барабанщик, бэк-вокалист рок-группы «Кровавый утренник»:

- Я посмотрел полную версию видения «нейросетью» российских городов и разочаровался.

Все картинки однотипны. На первом плане известный человек, связанный с историей этого населённого пункта. На заднем плане церковь или ещё что-то, связанное с этим местом. Все картинки исполнены в одной и той же мрачной цветовой палитре. Я просто увидел работу программиста, создавшего направление видения своей программы под названием «нейросеть». Другой разработчик заложит видение городов, например «аниме», музыка или юмор. И тогда «нейросеть» нам покажет, что на первом плане у Омска Дроботенко в мультяшном виде, а на заднем - поп-группа «Мамочка» как вариант. Я не удивлюсь. После просмотра Омска в видении «нейросети» я сходил в картинную галерею «На Тарской» и получил неописуемое удовольствие, посмотрев картины омских художников. Как говорится, «нейросеть» тихо стоит в сторонке и курит!

Дина Грин, художница:

- В чьих-то глазах Омск таким монстром и является. В основном в глазах тех, кто его покинул. Публикуют этот портрет даже в своей ленте новостной. Видимо как подтверждение того, что не зря уехали из него. Улыбаюсь, когда встречаю это у кого-то. Соответствует Омск нарисованному? Думаю, что да. При этом, ведь можно создать великое множество интерпретаций нашего города. Красота в глазах смотрящего. И моё мнение, как художника: все города вышли интересными, со своей изюминкой. Характерные. И мы с вами понимаем, что это рандомно, очень условно и вариативно всё. В моём представлении Омск совершенно другой, конечно. Но судя по новостным сводкам может быть и вот таким… смотря что видите, что читаете, чем интересуетесь.

2) Очевидно, что для создания картинки нейросети заложили не самые позитивные данные об Омске.

Какие на самом деле данные нужно было заложить - не отвечу. Я снимала маленький фильм про свой город, и кто-то смотрел и говорил, что Омск совсем другой. И я с ними соглашалась. Их Омск - другой. Мой - такой. Мы все разные люди и ощущение города одинаковым быть не может. Мне нравится моё уютное видение города и этого мне достаточно для внутренней гармонии. Картинка мрачного старика меня никак не задевает.

К слову, все персонажи вышли демоническими, за исключением женских портретов Твери и Самары, а также северодвинский и норильский мальчик - нейтральные во взгляде. Остальные все озлобленные, даже юный Новосибирск.

3) К развитию нейросетей в сфере искусства с опасениями я не отношусь. А как на элемент творчества с большим любопытством смотрю!

Не вижу никакой опасности, что из-за них люди сами разучатся творить. Это же врождённое человеческое качество: жажда творчества. Наоборот даже. Те, кто совсем не умеет рисовать, а сильно хочется, могут теперь позволить себе (без многолетних обучений) некоторую визуальную реализацию своих фантазий. Творческие профессии никогда не вымрут. Нейросеть - временное увлечение масс, игра. Да.

Никакая сеть не сможет повторить креативность человеческого мышления, его уникальность. Она же только собирает многомиллионные данные и лепит из них нечто общее. Достигнет совершенства - можно будет сравнить с профессиональным ремесленничеством. Искусство же вечно, как сама жизнь

Ранее также мы писали о том, как соавтор портретов Кирилл Соловьёв объяснил именно такой портрет Омска.

Кроме того, в 2022 году «МК в Омске» сообщал, что эта же нейросеть нарисовала клип на песню знаменитой омской панк-группы «Гражданская оборона». А затем омские рокеры – в том числе Молоков и Аристархов – высказали нам свои мнения об этом.  

Подробно с Соловьёвым пообщался в своём материале «МК в Красноярске».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру