«Мы сами печатали и клеили листовки»: омский перевозчик рассказал о раскрутке 42-го автобусного маршрута

Омский частный перевозчик Фазыл Залялитдинов дал интервью о том, что сейчас происходит на 42-м автобусном маршруте, где он стал работать с весны. Материал вышел на сайте его компании «Автоград-55». По словам бизнесмена, требований для начала работы было много, а активную раскрутку маршрута компания вела сама, первые новости СМИ о маршруте были «каплей в море».

«Мы сами печатали и клеили листовки»: омский перевозчик рассказал о раскрутке 42-го автобусного маршрута
Залялитдинов раньше работал на 72-м маршруте. Фото Александра Катаева / bk55.ru

Омский перевозчик Фазыл Залялитдинов дал интервью об автобусном 42-м маршруте, где он начал работать с весны. Бизнесмен поделился проблемами и подробностями того, как маршрут «прикатывался».

- Как вы подали документы на участие в тендере на совершенно новый маршрут?

– Мысли были такие: если я выиграю этот тендер, то затраты будут гарантированы, и первые полгода точно буду без прибыли. А если не выиграю, то где брать средства на погашение лизинговых платежей, за те 20 автобусов, которые мы приобрели для работы на маршруте № 72? Эти автобусы с 1 января простаивали в гараже, так как тендер на маршрут №72 выиграл другой перевозчик. Поэтому тендер на новый маршрут нужно было выигрывать обязательно!

– Какие требования были установлены тендером?

– Требований было много, в том числе: 50% подвижного состава должны работать на метане, половина всех автобусов на маршруте должны быть низкопольными.

По вместимости, все автобусы должны быть не ниже среднего класса. Кондиционеры, оснащение системой ГЛОНАСС и т.д. И самое главное – маршрут должен работать по муниципальному контракту. То есть, фактически, наш маршрут, ничем не отличается от муниципального.

– Как проходил запуск нового маршрута?  

– Мы знали по опыту, что любой новый маршрут три-пять месяцев не приносит прибыли. Происходит так называемая «прикатка маршрута». В это время водители и кондуктора изучают маршрут движения, а пассажиры привыкают к нему. Дело в том, что по некоторым улицам этого маршрута (Жукова, Памфилова, 3-я Транспортная) вообще никогда не ходил общественный транспорт. И в первые недели автобусы ходили практически полупустые. Водители начали роптать: пассажиров нет, прибыли тоже, зря взялись за это дело. В этой ситуации нужна выдержка. И постепенно ситуация начала меняться. Люди стали ждать наши автобусы на остановках (а интервал движения автобусов, по контракту, был установлен жесткий – не более 7 минут). А когда через месяц жители этих улиц начали звонить и к нам, и в департамент, со словами благодарности, мы окончательно поверили в перспективу этого маршрута. Прошло уже три месяца работы, а мы только-только «вышли в ноль» по затратам, а о прибыли речи вообще пока не идёт.

– Ну о запуске нового маршрута были и сюжеты на ТВ и были публикации на новостных сайтах. Это как-то помогло в раскрутке маршрута?

– Пара видеосюжетов и несколько строк в новостях – это капля в море. Мы сами, своими силами, напечатали листовки, расклеивали по подъездам домов, раздавали жителям тех улиц, по которым проходит маршрут. Да и, если честно, многие журналисты сегодня просто хотят «по-быстрому» позвонить по телефону, услышать пару фраз, а потом пишут то, что приходит им в голову. Я потом читаю и удивляюсь: откуда они берут такие факты. С некоторыми журналистами я теперь вообще общаться не хочу, потому что не только вырывают отдельные фразы, но и вообще все переворачивают с ног на голову. К сожалению, такие «писатели» и формируют негативный образ частного перевозчика. А потом, на основании этого образа «хапуги» и «злостного нарушителя», начинается борьба с частными перевозчиками. Я любого журналиста, который к нам обращается, всегда готов пригласить к нам на предприятие, чтобы они своими глазами увидели, как автобус готовят к выходу на линию, какие условия для водителей, какая построена инфраструктура. Сегодня у нас есть всё, что есть и в любом муниципальном пассажирском предприятии! Скоро достроим свою мойку и будет полный цикл обслуживания и подготовки подвижного состава.

– Но частные перевозчики действительно разные….

– Да, и нужно их различать, а не мазать всех одной краской. Есть такие как, Евгений Краморов, который давно перевозчиком не является, но журналисты у него берут интервью, потому что он любит порассуждать, как не дают ему работать, но у него много идей по реорганизации общественного транспорта. А есть те, кто работает каждый день в условиях, когда затраты только растут, но выполняют свои функции перевозчика ответственно и добросовестно. Но таких как будто не замечают.

– Что вы думаете по поводу концепции формирования работы общественного транспорта по принципу «наземное метро», когда планируются маршруты курсирующие по центральным улицам города (скорее всего муниципальные) и маршруты, которые будут курсировать от окраин к центру города, так называемые «подвозящие маршруты», которые хотят отдать частным перевозчикам?

– Схема работы общественного транспорта, как «Наземное метро», не совсем привычная. Правда, в настоящем метро все «ветки» принадлежат единому перевозчику. Если для пассажиров решить вопросы с затратами на пересадки, и весь транспорт будет работать в едином ритме с минимальным интервалом движения, то такая схема может и сработать. Задача общественного транспорта – комфортно и безопасно перевезти пассажира, и по возможности, с минимальными затратами для него. Это первое. И второе: надо перестать делить перевозчиков в общественном транспорте на частных и муниципальных. Нужно, чтобы все перевозчики работали в одинаковых условиях. Что я имею ввиду? Каждый перевозчик должен иметь доступ и к льготным кредитам на приобретение новых автобусов, и право на получение компенсации затрат (межтарифной разницы) из бюджета города. Конечно, при условии соблюдения всех правил контракта. Можно делить перевозчиков на добросовестных и нерадивых. Это будет более справедливо.

– В сегодняшних реалиях роста цен на топливо, «резину», запчасти, некоторые частные перевозчики не видят позитивных перспектив. А вы?

- Ситуация и правда очень непростая. Цены на всё растут буквально каждый день. Увеличить цену за свои услуги, как это можно сделать в других секторах бизнеса, мы не можем. Кто-то, действительно, не выдерживает и уходит с рынка. Но это не значит, что все надо бросить. Надо понять, что время простых решений и легкой прибыли – прошло.  Сегодня надо не просто верить в свои силы. Сегодня необходимо выкладываться на сто процентов и выстраивать все процессы бизнеса так, чтобы пережить этот сложный период. И в этих условиях, регулятору рынка надо не противопоставлять частных и муниципальных перевозчиков, а максимально использовать преимущества обоих направлений, чтобы общественный транспорт в городе-миллионнике работал на благо омичей.

Ранее «МК в Омске» писал, что перевозчики опровергли новости о невозможности оплатить проезд картой в их маршрутках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру