А судьи кто?

А судьи кто?

В нам в редакцию обратились читатели, рассказавшие историю, от которой становится не по себе. Неужели и на самом деле бывает так, что обычные люди могут попасть в такую ситуацию, а правоохранительные органы и суд не могут им помочь?
Мы решили опубликовать историю без купюр.

Случилось «страшное» – рухнула вера в честный и справедливый суд. Вы скажете: «вот овца в розовых очках, еще во что-то верила». Реально верила, верила  в справедливый суд, в полицию и честных экспертов – как в кино, где правда всегда восторжествует. Может где-то и есть такие, но не у нас в Омске, к сожалению. 

Мы с мужем давно хотели поменять машину. Нашей старенькой Камрюхе уже больше 20 лет.  Хотелось машину большей вместительности, и мы остановили свой выбор на NISSAN PATHFINDER 2.5D, 2010 года выпуска. Перед сделкой,  конечно, проверили машину по всем базам и купили отчет Автотеки.  Предыдущий хозяин щепетильно относился к своей машине, регулярно проходил обслуживание в сервисном центре, поэтому в отчете Автотеки зафиксировано все, вплоть до замены масла.  Автомобиль был осмотрен с помощью всевозможного оборудования авто-экспертом, в авариях не был, не перекрашивался и находится в прекрасном техническом состоянии. Взяли кредит и в конце марта 2020 г. мы приобрели автомобиль. Дело осталось за малым – поставить на учет. Вот тут и начались наши проблемы. 

Из-за уже начавшейся пандемии попасть на регистрацию мы смогли только в начале апреля. На смотровой площадке инспектор вдруг заподозрил «неладное» и отправил нашу машину на спец-стоянку, с предписанием на экспертизу. В этот же день в базе был наложен запрет на регистрацию с пометкой об изменении номера, хотя экспертизы еще не было. Бывший собственник автомобиля в недоумении заявил, что это какое – то недоразумение, за автомобиль он ручается и расторгать договор не собирается, тем более деньги он уже потратил. Но результаты экспертизы повергли нас в шок – номер рамы подвергался изменению, причем установить первоначальный номер, якобы не представляется возможным.  А это значит, что поставить на учет свой автомобиль мы не сможем. Воспользоваться дополнительной маркировкой, разрешенной с 1 января 2020 г. мы тоже не можем, ведь первоначальный номер экспертизой не был установлен. Возможности поставить вопрос об установлении первоначального номера в рамках дознания в 10-ти дневный срок после ознакомления с Актом экспертизы, нас тоже лишили, так как вручили нам Акт экспертизы и Постановление о не возбуждении уголовного дела одновременно. Тогда мы еще не знали этих тонкостей и находились в шоковом состоянии. Сотрудник МВД, посочувствовав нам сказал, что не нужно отчаиваться, ведь можно вернуть хотя бы часть денег через милицейский аукцион, ну или есть телефон хорошего человека, который заберет нашу машина за треть цены – на запчасти, а так как машина в очень хорошем состоянии, то может быть даже не за 30, а за 35% от цены!!! «Радужная» перспектива, с учетом кредита и невозможности продать теперь старый автомобиль и погасить хотя бы его часть. Расторгнуть договор и получить назад деньги тоже маловероятно, даже если повезет выиграть суд, то скорее отдашь машину и будешь получать ежемесячно по 5 копеек. Бывший хозяин машины пенсионер. Что делать?

Немного оправившись от шока, подняли всех друзей, знакомых, родных, обивали пороги ГИБДД, в надежде, что там помогут, разъяснят, что делать в сложившейся ситуации, но только отказы без объяснений. Решили сами попробовать установить первоначальный номер. Стали искать государственную экспертную лабораторию, для проведения независимой экспертизы. Экспертиза должна проводиться только в государственной лаборатории, частную не примут. В городе у нас их две, а эксперт, который может провести данные исследования вообще только один, тот, который уже дал свое заключение. То есть в Омске опротестовать свою экспертизу может только он сам! Не правда - ли очень удобно? Стали звонить в лаборатории ближайших регионов. В одной из них на мои объяснения ситуации, после слов, что в Омске не смогли установить измененный номер, с усмешкой ответили: «в Омске вам ничего и не установят, там не любят напрягаться». Обидно слышать, но это – факт. Как выяснилось после консультаций с многочисленными омскими юристами, многие из них не доверяют омской экспертизе, поэтому советовали делать экспертизу в другом городе. Мы остановились на Новосибирской лаборатории при Минюсте России Экспертиза проходила при нас, машину частично разбирали и проводили исследования с оборудованием и детектором на изменения номерных обозначений. В результате было установлено, что идентификационные номера ни на раме, ни на других частях автомобиля не изменялись и нанесены на заводе-изготовителе, а детали конструкции соединены точечной заводской сваркой и не переустанавливались!!! Ура! Мы на крыльях понеслись назад в Омск, в родное ГИБДД с экспертизой и заявлением на регистрацию. Но получили опять отказ, с объяснением, что в Омске доверяют только «своей» экспертизе. А «своя», извините, это какая? Государственная экспертиза, проведенная ведущим экспертом Федерального БУ Сибирского РЦСЭ Минюста России это своя или нет? Даже мне, далеко не эксперту очевидна разница в этих экспертизах. В Акте Новосибирской экспертизы подробно описаны проведенные исследования, даны важные особенности маркировки автомобилей данной марки испанской сборки, применялось специализированное оборудование, в отличие от Омской экспертизы, где из оборудования лишь лупа и линейка и выводы построены скорее на выводах, чем на исследованиях. Ну, в общем, послали нас ГИБДД – в суд. Хорошо, идем в суд. Что же тут сложного, наш справедливый суд обязательно разберется, ведь правда на нашей стороне. Даже адвоката сначала брать не стали, зачем, ведь все документы есть, четкие фотографии, подробные описания проведенных исследований, все же просто. Для снятия всех сомнений оплатили и подали Ходатайство о проведении судебной экспертизы в Томске. Там работают сильнейшие специалисты в области авто-экспертиз и есть все необходимое оборудование. Подали Ходатайство об опросе новосибирского эксперта. В общем, сделали все возможное, чтобы развеять все сомнения и установить истину. Возможно, так и было бы, если бы нашим  ответчиком не было УМВД России по Омской области.

Суд проходил в Центральном районном суде г. Омска. Все силы суда, вероятно, были брошены на то, чтобы не допустить опроса новосибирского эксперта и ни в коем случае не отпускать нас в Томск на экспертизу. Суд слушал только представителя УМВД и омского эксперта, для которого, судя по всему, был – звездный час. Ну естественно, прав несомненно только он, а  разрешать нам судебную экспертизу нельзя, так как новосибирцы при исследованиях применяли травление кислотой (кислотой был снят только коррозийный слой, который мешал работать оптическим приборам при проведении исследований), а после этого, по словам омского эксперта, установить ничего невозможно. И не смотря на письмо из Томской лаборатории, подтверждающие наличие возможности проведения таких исследований нам отказали в экспертизе и в удовлетворении нашего иска. Да и оказывается, по словам представителя УМВД и судьи у нас есть возможность поставить машину на учет, проведя сертификацию рамы и нанеся дополнительную маркировку, со ссылкой на регламент Таможенного союза, где рама вообще не является сертифицируемым компонентом, тем более б.у.,  и на законодательные акты, уже не действующие с 1 января 2020 г. С ужасом читали решение судьи, которое было практически скопировано из письма - возражения УМВД (ответчика). А представителя УМВД, в перерыве заседания, особенно интересовало, кто это нас надоумил и как это мы вообще в Новосибирске оказались. Вероятно «вынесли сор из избы». Хорошо, решили пойти по решению суда на обещанную УМВД дополнительную маркировку, хотя нам она не нужна (номера у нас заводские и читаются прекрасно). Может спасают репутацию единственного в Омске эксперта? Ну хорошо, нам ведь главное машину зарегистрировать да и устали уже биться. Потратимся еще немного на маркировку, зато зарегистрируем наконец машину. Подали заявление в ГИБДД с приложением решения суда и …..опять отказ!!!???

Подали апелляцию в Областной суд, в которой перечислены, по крайней мере, 3 нарушения законодательства, по которым решения суда первой инстанции должно быть отменено, в т.ч. применение законов неподлежащих применению и нарушение кучи наших прав. Опять просили об опросе новосибирского эксперта и проведении судебной экспертизы, т.к. это единственная возможность решить наш вопрос и поставить автомобиль на учет по-закону.  В начале заседания судья, отказав нам в опросе эксперта, сказала что, частично удовлетворит ходатайство об экспертизе. Но после выступления представителя УМВД, от которого в этот раз прозвучала другая версия нашей «вины». Оказывается, мы виноваты сами потому, что не предприняли мер по идентификации номера рамы????!!!! Это как это? Объясните уважаемые юристы, судьи. Мы ведь не в курсе, что можем назначать себе судебную экспертизу сами. Ведь нашу независимую экспертизу не приняли потому, что она оказалась односторонней (то есть, не назначена судом, а проведена по нашей инициативе). Итог заседания – судья отказывает в апелляции и засиливает решение Центрального суда принятого по законам – которых нет! 

Ощущение нереальности происходящего не оставляет меня до сих пор. Что это? Чьи указания выполняют судьи, идя на такие нарушения? Это не может быть простой некомпетентностью или невнимательностью, стаж у них ведь не маленький. А эксперт, с огромным стажем, точно ли это просто ошибка? Почему структуры, которые  должны помогать и охранять права простых граждан сейчас все дружно, прикрывая друг другу, играют в команде против тех самых граждан, нарушая их права? Самое страшное, что они прекрасно знают и понимают, что мы правы, иначе, откуда такое рвение не допускать нас до экспертизы, которая бы все расставила по своим местам. Перекупщики машин в Омске говорят, что в Омске довольно часто возникают такие ситуации, когда машина не проходит экспертизу, а после продажи за бесценок (на запчасти), через пару недель благополучно встает на учет с новым хозяином. Обычно люди идут по пути наименьшего сопротивления, а вы вот дергаетесь тут. Неужели это правда? Сколько таких людей? На спец-стоянках  куча машин, сколько из них таких, как наша? Страшно жить в городе,  где невозможно доверять ни экспертизе, ни полиции, ни суду. Но руки отпускать мы не собираемся, готовим кассацию в Восьмой кассационный суд в Кемерово. Вера еще немного теплится. Ведь где – то должны же быть эти честные и порядочные сотрудники МВД, эксперты, судьи? И когда в Омске наступит предел этого беспредела?

В случае, если в правоохранительных органах есть неравнодушные люди, которые захотят разобраться в ситуации и помочь без вины пострадавшим людям – вот контакт: Низовая Ольга Александровна тел. 8-913-616-83-25