«А вас сюда никто не звал!»: омского журналиста со скандалом не пустили в Саргатский суд

В октябре журналист Александр Грасс не смог, несмотря на все усилия, попасть на заседание суда по делу о наркотиках в Омской области – в Саргатском районе. Аргументы, почему его не пустили, он называет неубедительными, при этом сотрудники суда нарушили Уголовный кодекс, препятствуя работе журналиста.

«А вас сюда никто не звал!»: омского журналиста со скандалом не пустили в Саргатский суд
Фото Александра Катаева / bk55.ru

В Саргатском райсуде ещё в конце октября устроили демарш с недопуском СМИ на заседание по уголовному делу о наркотиках. Несмотря на все уговоры и дискуссии, редактора «Омского правового портала» и журналиста «БК55» Александра Грасса отказались впускать, когда он приехал осветить дело из «сферы незаконного оборота наркотиков», подробности которого он пока не раскрывает. При этом Грасс загодя не уведомил о своём визите лично и.о. главы суда (он же там и единственный сейчас судья) Александра Козицкого. Об этом всём журналист написал материал.

Переданные приставу документы — паспорт и свидетельство регистрации СМИ в день приезда журналиста в суд сотрудника охраны не впечатлили.

«Ждите… — был замысловатый ответ. Кого ждать — не понятно. Я попросил позвонить в приемную суда. Нехотя, как из-под палки, судебный пристав сделал звонок наверх. Пришедшая «на кассу» женщина не представилась, не сказала даже «здрасьте». Бегло осмотрев документы, она потребовала от меня предоставить ей — «редакционное задание!». Я даже не успел пояснить, что редакционные задания, как и темы для публикаций я, независимый журналист, даю себе сам, а решение об участии или неучастии прессы в открытом судебном заседании принимается в ходе самого процесса, и делает это судья, а не анонимный сотрудник аппарата!», - пишет корреспондент. 

Но сотрудница суда просто развернулась и ушла.

Единственное, что предложил Грассу пристав — прочитать объявление о режимных ограничениях, связанных с коровнавирусом. Хотя при чём здесь тот, если Грасс не болел и был в маске?

«Более того, ковидные ограничения на тот момент губернатором Омской области не вводились.

— Зачем устраивать скандал на пустом месте, я понять не могу?! — я пытался деликатнейшим образом направить сложившуюся ситуацию в конструктивное русло. Бесполезно», - добавил журналист.

Далее Грасс пытался получить помощь у пресс-секретарю облсуда Аскера Абишова. Описал ситуацию: не может пройти в Саргатском суде дальше поста охраны – процесс при этом интересный, возможно, коррупционный.

«Мне кажется, поэтому и не пускают. Что-то там не чисто. Я удивлен происходящему, это не суд, а какая-то частная лавочка: хочу — пускаю, хочу — не пускаю», - высказал Грасси недоумение.

Глава пресс-службы суда региона очень удивился, потому что и не увидел процесса на сайте районного суда. Хотя заседание по факту было, и назначено, и прошло – без объявления в Интернете и ещё как-либо.

В итоге Грассу порекомендовали звонить ответственному за работу со СМИ лицу. Грасс действительно позвонил.

«Сначала трубку взяла не ответственная за СМИ, а потом подошла и она — «Юлия Александровна». — Здравствуйте! Я сижу Вас жду, приехал вот из Омска для участия в судебном процессе… Женский голос сообщает, что по мне «не было распоряжения судьи». Я пытаюсь объяснить, что для того, чтобы судья мог дать по мне распоряжение об участии или неучастии в заседании, я должен хотя бы войти в здание, предъявить судье документы. — Или на вас законы РФ не распространяются, у вас здесь свое, автономное, предприятие?! На что женский голос возмущенно интересуется — а с какой целью я сюда приехал? — Осветить мероприятие, — отвечаю я в недоумении, — сработать в интересах Общества и Государства», - сообщил журналист.

Тут его собеседница достала и ещё «козырь» - ведь уже и времени много, процесс вот-вот начнется. Тут сотрудник СМИ уже немного сорвался – обратив внимание, что приехал задолго до начала судебного заседания, Юлии Александровне звонили, а ему говорили, что даже кто-то спускался. Происходящее Грасс оценил как беспредел.

«С той стороны попросили «не оскорблять», и окончательно убили наповал фразой, которую можно признать «золотой» для провинциальных, погрязших в коррупции учреждений России: — «А вас сюда никто не звал!», - отметил Грасс.

В итоге на заседание его так и не пустили, а затем и.о. главы суда прислал ему ответ на его обращение с вопросами о причинах недопуска. Документ «акула пера» оценивает как минимум как очень странный - это цитирование правовых и ведомственных актов, которое особо не аргументирует произошедшее.

«Вот он констатирует, что действительно 18-го октября 2021 года «в открытом судебном заседании… рассматривался материал в отношении гр.Гольштейна М.Б.». И я, как журналист, имел право на нем присутствовать «ввиду гласности судопроизводства». Однако, «фотосъемка, видеозапись и др. хода судебного заседания могут осуществляться только с учетом мнения участников процесса и с разрешения судьи». Приведена и ссылка на Постановление Пленума ВС России. Только зачем упоминать всуе святое, если для того, чтобы правоприменительная практика сработала, нужно для начала иметь в процессе того, кто хотя бы гипотетически будет вести эту фото и видеосъемку… Или не вести, а, например, слушать процесс или использовать диктофон… К чему гадать, если журналиста дальше судебного порога тупо не пустили!», - выразил негодование Александр.

Редакция «МК в Омске» подала запрос в областную квалификационную комиссию судей о том, чтобы там дали оценку действий судьи Александра Козицкого с профессиональной и правовой точки зрения. Пока ответ мы не получили.

Но по факту Козицкий как и.о. председателя суда и его подчинённые нарушили и конституционные нормы свободы слова и информации, и статью УК РФ «Воспрепятствование законной журналистской деятельности».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру