«С остатками советской школы она срослась плохо»: омские преподаватели оценили будущий отказ России от Болонской системы

На фоне заявлений об отказе России в образовании от Болонской системы наша редакция провела опрос вузовских преподавателей о том, как оценивают подобную меру они. Свои мнения высказали представители ОмГУПС, ОмГТУ, СибАДИ и ОмГПУ.

«С остатками советской школы она срослась плохо»: омские преподаватели оценили будущий отказ России от Болонской системы
ОмГУ имени Достоевского. Фото Александра Катаева / bk55.ru

Респонденты отмечают: у нынешней и предыдущей систем свои плюсы и минусы, например, у Болонской налицо гибкость.

Наталья Макарова, проректор ОмГПУ:

- Любая реформа в образовании должна быть тщательно подготовлена. И прежде чем возвращаться к специалитету, нужно подробно проанализировать плюсы и минусы бакалавриата и магистратуры. Безусловно, они тоже есть, и, думаю, будут серьёзные отличия, если оценить учёбу, подготовку на педагогических, технических специальностях и так далее. В системе образования есть учебно-методические объединения, и первым делом это скорее должно быть не политическое решение о том, что раз так складывается ситуация, то давайте будем от Болонской системы, а смотреть, что будет лучше для нашего образования в плане качества подготовки и связи с рынком труда.

В обеих системах есть свои преимущества, и в специалитете они были и их хотелось бы вернуть, но и бакалавриат и магистратура доказали свою гибкость. Например, за счёт магистратуры человек может немного поменять свою направленность. Как говорят, в педагогическом образовании магистратура это возможность прийти в учительскую профессию для выпускника любого другого профиля. Скажем, человек инженер, но после магистратуры может преподавать физику или математику. Если говорить о минусах Болонской системы, то сокращение в педвузах количества времени для бакалавров, аудиторных часов на предметную подготовку, как говорят эксперты, сказывается на качестве именно этих частей.

Я при этом не могу сказать, что на госэкзаменах выпускники-бакалавры сдают их менее уверенно и хуже, это скорее нужно оценивать в масштабах страны. Даже не в Болонской системе дело, а в том, насколько вузы оснащены и так далее. Хотя в федеральном Минпросе сейчас идёт активная работа на эту тему, готовят проект стандарта специалитета, к осени пройдёт его презентация на коллегии министерства.   

Ирина Горелова, преподаватель ОмГТУ, поэтесса:  

- Меня как работника сферы образования слова про отмену как-то насторожили. Как бы не поторопиться и не выплеснуть лишнего. В Болонской системе были свои плюсы, один из которых — академическая мобильность, возможная только при жёстком согласовании программ. Второй — возможность корректировки образования путем поступления в магистратуру. При этом человек легализует накопленный практический опыт и результаты самообучения (иначе МДИ не сдать). Третий плюс — система тестирования, то самое ЕГЭ, которое не любят те, кто его не сдавал. Очень неплохой инструмент объективной оценки знаний. У него, конечно, есть проблемы и ограничения, но ЕГЭ позволяет уйти от субъективности, а это важно. При этом хочется отметить, что Болонская система с остатками советской школы срослась плохо. Но внимание — у меня стойкое ощущение, что советская высшая школа адаптировала Болонскую систему под себя и много чего не позволила выкорчевать.

К сожалению, у старой советской высшей школы тоже есть недостатки и возврата один в один не хотелось бы.

Ольга, преподаватель ОмГУПС:

- Что думаю об отмене? Что пока не понятно, что придет на смену. Вернут специалитет везде? Или будет что-то новое? В любом случае это снова полное перекраивание учебных планов - процесс болезненный для вузов, преподавателей. За это время появились новые и обновленные направления (которых не было при специалитете) и пока не ясно, как, что и где поменяется.

Могу отметить, что преподавала и при специалитете, и при бакалавриате. Основное, что заметно: при сокращении курса обучения до четырех лет, он идет словно в спешке. Особенно это касается периода дипломирования - раньше давалось больше времени, работы были более фундаментальные.

Ну, и части студентам словно не хватает одного года, чтобы дозреть. Некоторые только на четвертом курсе осознают важность спецпредметов, что профессия - это интересно. И им не достаточно времени дорасти как профессионалам. Только «распробовали», а мы их уже выталкиваем во взрослую жизнь».

Елена, преподаватель СибАДИ:

- На эту тему актуален анекдот: попали на необитаемый остров англичанин, француз и русский. Нашли бутылку. Открыли ее, а оттуда — Джинн и говорит: «Я исполню по два желания каждого». Обрадовался англичанин и говорит: «Мешок денег и — домой!». И был таков.

Обрадовался француз и говорит: «Женщин — и домой!». И тоже исчез. Русский подумал и говорит: «Ящик водки и всех обратно!»

Это к тому, что глупость было перейти на Болонскую систему, а потом «ящик водки и всех обратно». Какой был ущерб от её внедрения — я судить не берусь.

Но всем понятно, что чтобы в целом готовить одни квалифицированные кадры, нужны другие квалифицированные кадры. Чтобы привлечь к преподаванию квалифицированные кадры, нужно ровно одно: деньги. И все это понимают.

Ранее «МК в Омске» также писал, что ОНПЗ провёл научную студенческую конференцию на тему нефтепеработки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру