Бизнесмены из объединения «Омские перевозчики» вновь, как и год назад, подняли вопрос о повышении им суммы компенсации за обслуживание пассажиров-льготников. Речь идёт о том, чтобы хотя бы повысить её с нынешних 20 рублей до 30.
В статье, которую объединение выложило у себя на сайте, перевозчики подробно объяснили, в какой они сейчас ситуации. РЭК каждый год утверждает экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров в муниципальном транспорте города. Тарифы рассчитываются с учётом всех его затрат.
При этом в 2020 году расчетная фактическая «себестоимость» поездки в автобусе составила 47 рублей 46 копеек, в троллейбусе и трамвае – 65 рублей 61 копейку. РЭК такие тарифы утвердила. По сравнению с 2019 годом предельный тариф для автобуса вырос на 20,3%, для электротранспорта – сразу на 56,6%.
Ну а цена на проезд для граждан по факту, как известно, тогда не изменилась - за наличный расчет 30 рублей, за безналичный 25.
Межтарифную разницу, напомнили перевозчики, муниципальный транспорт получает из бюджета.
Недавно, 17 декабря, РЭК утвердила тарифы на 2022 год для муниципалов. Стоимость проезда в муниципальных автобусных автобусах стало 45,97 рубля за поездку. Снижение к действующему тарифу – 3 %. Для электротранспорта утверждён тариф в размере 64,6 рубля за поездку со снижением в 1,5 % по отношению к действующему.
При оплате по безналичному расчету размер фактического тарифа для пассажиров не меняется - 25 рублей по картам, 30 — за наличные.
Частники на нерегулируемых маршрутах считают свои расходы Те каждый год увеличиваются. Хотя экономика бизнеса у всех частных перевозчиков, разная, по большому счету затраты примерно одинаковые, самые крупные из них - стоимость автобусов, зарплата и налоги, топливо, запчасти.
По усреднённым же расчетам максимального тарифа перевозки одного пассажира, в 2018 году такой максимум составлял 26,32 рублей (при стоимости проезда в 22 рубля), в 2019-м – 28,76 рублей (стоимость проезда – 25 руб. по безналичному и 30 за наличные). В 2020 году это уже были 33,64 рубля. В 2021-м - 37,83.
В 2022 году, с учетом увеличения всех затрат максимальный тариф должен быть не ниже 39,56 рублей.(только с учётом инфляции).
Как напомнил перевозчик Роман Поварченков, работающий на маршруте № 30, частники были вынуждены с конца ноября этого года выравнять цену на проезд за наличный расчет с ценой по безналичному. Цена для школьников, студентов и пенсионеров (при безналичной оплате проезда) осталась на том же уровне, так что перевозчики продолжают дотировать перевозку этих категорий.
Стоимость проезда для льготников с бесплатным проездом определяется региональными властями. Увы, на протяжении всех последних лет сумма возмещения была намного меньше, чем размер компенсации для муниципального перевозчика, констатировал предприниматель. Скажем, сумма в 18 рублей за одну поездку, была установлена еще в 2017 году и до 2020 года не менялась.
"Мы неоднократно писали письма и Губернатору области и в Министерство труда и соцзащиты Омской области. И только в феврале 2020-го года компенсацию за перевозку омских на нерегулируемых маршрутах города областные власти для частных перевозчиков увеличили на 2 рубля (с 18 до 20 рублей)», - говорит Поварченков.
И это, как он добавил, в ситуации, когда реальные расходы на перевозку пассажира дошли уже до суммы более 30 рублей. Доходы перевозчики формируют только от провозной платы пассажиров. Льготников-пассажиров при этом на некоторых маршрутах аж более 30%. Словом, как и год назад, частники предъявляют тот же аргумент: если за перевозку льготников муниципал получает компенсацию из бюджета по утверждённому максимальному тарифу, то почему частники за эту же услугу получают компенсацию меньше? Этим и обосновывается их просьба поднять сумму компенсации до с 20 до 30 рублей (что сейчас является установленным тарифом для пассажиров). Ибо перевозить нынешнее количество льготников по 20 рублей становится всё труднее.
Непринятие решения повысить компенсацию приведёт к тому, что рано или поздно частники уйдут с рынка.
При этом областной Минтруд уже успел ответить перевозчикам отказом. Как вариант - либо заключение договоров на перевозку льготников по прежним ставкам, либо вовсем отказаться от такой перевозки. Частники возмущены - тем самым таких пассажиров лишат права и возможности ездить на частных автобусах.
«Какое решение примут частные перевозчики, мы узнаем до конца декабря», - заинтриговало объединение.
Напомним, ранее «МК в Омске» публиковал материал о том, как предприниматель Евгений Краморов выдвинул городскому дептрансу пакет предложений об изменениях работы транспорта. В них он говорил о том, как могут успешно сосуществовать муниципальный и частный транспорт, как можно отстроить эффективную маршрутную сеть.
Кроме того перевозчики ещё летом предупреждали, что уже только из-за подорожания топлива повышения тарифа на проезд неизбежно.