Политолог прокомментировал бурную ротацию в Горсовете Омска за два года

Политолог Андрей Рудаков на фоне недавнего ухода с поста вице-спикера Горсовета Юрия Тетянникова по просьбе нашей редакции оценил общее явление с 2019 по 2021 год, когда в городском парламента поменялось очень большое количество депутатов. По его мнению, даже из-за неё принципиально работа совета не изменилась.

Политолог прокомментировал бурную ротацию в Горсовете Омска за два года
Омский городской совет. Фото Александра Катаева / bk55.ru

Напомним, до Тетянников в результате довыборов, например, стал депутатом от «Единой России» глава медиа-холдинга Максим Концедалов. В этом округе место освободилось после ухода Александра Мураховского в Минздрав. До того в 2020 году после ухода Андрея Ткачука прошли довыборы в его округе на Московке, там победил бизнесмен Андрей Бондаренко. Этой осенью из-за переезда в Москву сложил полномочия депутат из фракции КПРФ Дмитрий Горбунов, его партия заменила главой совета ветеранов Октябрьского округа Василием Балакиревым. После выборов в Заксобрание туда ушли депутаты Владимир Гуселетов («Справедливая Россия») и Владимир Казанин («Коммунисты России»). Казанина заменил его скандальный тёзка Жуков. Гуселетова — Андрей Сухин

Обо всём этом Рудаков высказывается так:  

- С уходом Ткачука, например, всё понятно и связано с приходом губернатора: от клана «немцев» внутри правящей партии образовалась фракция, которая пользовалась определёнными способами внутрипартийной борьбы. В этом они добились достаточно больших успехов. Вот их «подзачистили». Потому что когда партия в регионе шумит внутри себя и происходят расколы, партийному руководству сверху это тоже не нравится.

Да, Ткачука никто не заставлял слагать полномочия, а просто дело тут в отсутствии перспектив. Если сначала было понятно, что они пришли, создали криптофракцию, а в следующем электоральном цикле, возможно, надеялись и взять большинство, извлечь из этого какие-то выгоды, то сейчас... Уже понятно стало, что даже если бы сохранили текущие позиции, это бы сильно не изменило их влияние, уже нет целесообразности. В любом случае, когда некие политические группы борются за доминирование, они вкладывают в это деньги. Потом эти затраты они желают окупить. Если это Горсовет, то он может быть интересен, например, распределением какой-то городской земли. Распределить её своим аффилированным структурам под какой-то бизнес-проект, как вариант. Но если же нет подавляющего большинства и про них говорят, что они конфликтные, то с ними никто не работает, и эту землю они не получат. То есть возможности падают и политические инвестиции обессмысливаются.

Если вспомнить недавний уход Дмитрия Горбунова из КПРФ, то, что он переехал в Москву, то это говорит лишь вот о чём: Горсовет не настолько интересен, это не настолько влиятельное и ресурсное место, чтобы люди за него держались и боролись. Если у человека появляется возможность уехать в Центральную Россию и это сулит бОльшие финансовые перспективы, то он уедет. Это не то, чем нельзя пожертвовать, не мандат депутата Госдумы. Сильно ли ослабил его уход фракцию КПРФ? Если ослабление по личностям у нас и играет роль, то в одномандатных округах. Узнаваемость человека среди электоральных групп имеет значение, и если говорить про КПРФ, то у неё Виниченко, например, в этом году, как я знаю, болел в течение кампании в Заксобрание — и всё равно выиграл. Потому что он работал с момента своего доизбрания в 2019 году и у него соответственно есть узнаваемость. Так что для партии это потеря, если человек уходит, для самого человека — нет. Тем более Горбунов там как депутат не получал зарплату.  

В этом году после ухода Мураховского в министры в 2020-м пришлось проводить довыборы в его округе, там победил Максим Концедалов от «Единой России». Собственные медиа-ресурсы ему для этого почти не понадобились, просто была применена приводная технология, насколько я знаю. Что это значит: через «поле», КТОСы, где председатели КТОСов как бригадиры формируют базу сторонников. Агитируют этих сторонников, что «Приходите, голосуйте». Сформировать базу из 5 тысяч, например. Потом перед выборами база прозванивается, напоминают о необходимости голосовать. 150-200 человек могут получать деньги за работу и быть ответственными за приход избирателей. Это и сработало.

Это голосование прошло летом и затем технология в городе была применена уже в Заксобрание, хотя кому-то помогло, кому-то не помогло.  

Что можно уже сказать о Концедалове как депутате? Партии всё равно — поставили человека, который заменил другого её человека во фракции. При этом сейчас есть проблема вообще найти желающих участвовать в выборах, люди с деньгами ещё три раза подумают, чтобы вкладываться, становиться публичным человеком — особой выгоды не получишь. Выгода может быть разве что непрямой — это и определённый круг общения, нетворкинг, представители разного бизнеса, они имеют какое-то влияние и о чём-то договариваются. Концедалову может быть интересно в этой сфере получить дополнительные контакты. И уже из этого извлечь некую выгоду, сотрудничество.  

Что касается недавнего ухода Юрия Тетянникова. Если там говорят, что он станет главой Советского округа и при этом он человек Голушко, тем самым Голушко нарастил на этой территории своё влияние, то надо дождаться, кто будет главой на самом деле. Плюс увеличение влияние за счёт своего человека на посту главы округа — об этом говорить довольно сложно. Человек уходит, но у него остаются люди и связи, и если есть возможность кого-то устроить, то мало ли как это поможет в будущем... Почему нет? Часто продвижение своих людей сильно многого не стоит, так что комбинации такие проводятся. Что за фигура Наталья Чебыкина, которая заменит Тетянникова в Горсовете, что от неё ожидать — не могу сказать, не следил, не изучал.

Оценивая общий масштаб ротации депутатов, когда кто-то куда-то ушёл, могу сказать, что тут общий тренд для Омска: уезжают вообще многие люди, причём после смены власти региона особо это не изменилось.

Мне так кажется, что наложилась проблема коронавируса: власти хотели применить модель Казани, регулярно проводя какие-то международные события, куда приезжают влиятельные люди, под это выделяются деньги, они вкладываются и в благоустройство. И тут случилась пандемия, которая длится почти уже два года и ставит на таких планах крест. Причём относительно незадолго до прихода вируса удалось провести форум с Казахстаном, где участвовали президенты двух стран, но на этом всё и закончилось... Стратегия-то была перспективной и интересной.

Нынешнему созыву Горсовета осталось работать мало, уйдёт ли кто-то ещё — прогнозировать не буду. Если кто-то тоже переедет, то он всё равно сохранит полномочия. Числиться будет.  

Причём сильно такой масштаб ротации в Горсовете на его работу сильно не повлиял: есть всё равно монополия одной партии, в любом случае большинство её депутатов голосуют так, как ей нужно. И кто конкретно нажал бы кнопку — не так важно. Депутаты были абсолютно заменяемыми.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру