Омский биолог ещё раз пояснила возвращение в число охотничьих ресурсов рыси и росомахи

Доцент ОмГПУ Наталья Пликина в интервью газете «Коммерческие вести» ответила на вопросы об областной Красной книге, тема которой недавно стала особенно актуальной из-за петиции против возможного разрешение охоты на рысь и росомаху. О том, что петиция набрала более 100 тысяч подписей, «МК в Омске» уже сообщал.  

Омский биолог ещё раз пояснила возвращение в число охотничьих ресурсов рыси и росомахи
Фото Кирилла Янчицкого / "МК в Омске"

Омский биолог Наталья Пликина рассказала журналистам о работе комиссии областной Красной книги, медийный резонанс вокруг которой поднялся из-за возможного разрешения в регионе охоте на рысь и росомаху.  Учёная в частности пояснила: в 2009 году стала руководителем раздела «Растения и лишайники» областной Красной книги. Сейчас кураторам книги понятно: нужно в данный момент заниматься не только лишайниками, но и другими организмами: растениями, водорослями, мхами и грибами – оценивая, нужно или нет присутствие того или иного вида в реестре редких или исчезающих.

Инициатор данного исследования – областное министерство природных ресурсов и экологии. Первое издание региональной книги вышло в 2005 году. Подготовка к нему началась в 2000-м, но тогда ведомство, которое давало задание, называлось министерством промышленной политики, транспорта и связи. Второе издание вышло в 2015 году, а сейчас идет подготовка третьего, которое появится в 2025 году.

«Само издание – это печатный вариант в научно-популярном изложении. Но ему предшествует большая работа по исследованию видов в природе и изучению их взаимоотношения с другими организмами, антропогенному влиянию. Омская область достаточно сильно освоена, особенно ее южная часть, поэтому сложно найти ненарушенные территории. Между тем места, где обитают краснокнижные виды, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» должны быть изъяты из хозяйственного использования, не допускается нарушение условий обитания редких видов. Это касается и северных районов, где идет лесозаготовка», - рассказала Пликина.

Первый этап работы для книги – подготовка к полевым исследованиям. Это анализ литературных данных на территории районов, где планируются изыскания. Эксперты анализируют полевые записи прошлых лет и планируют выезды (одно-двухдневные или недельные).

«Разрабатываем маршруты, идем пешком, находим виды. После описания популяции, место находки фиксируется на GPS-навигаторе – фотографируем ландшафт, вид и описываем характеристики популяции: площадь, фенологическую фазу (вегетация, цветение или плодоношение). Затем проводим подсчет количества особей и определяем их возрастные параметры. А после окончания сезона анализируем полевые данные, составляем таблицы, графики, т. е. проводим анализ – насколько часто мы встретили вид, в каких районах области, какие рекомендации можем дать по дальнейшему его исследованию, изменению категории редкости или исключению из Красной книги. Последняя из перечисленных работ периодически проводится Комиссией по редким и находящимся под угрозой исчезновения растениям, животным и другим организмам. В июле прошлого года комиссия исключила из перечня редких несколько животных и один из видов растений, ошибочно включенный во второе издание», - добавила доцент.

Что же касается исключенных из Красной книги рыси и росомахи, то Пликина напомнила: комиссия дала заключение еще в 2021 году. Почему новость стала известна только сейчас, не совсем понятно. 

«Если разрешить добычу одной-двух особей, ущерба природе это не нанесет. Тема сильно раздута в СМИ. Те же рыси, росомахи – хищники, надо регулировать их численность, потому что они могут уничтожать, например, косуль. Причем не для еды, а просто для развлечения. Об этом нам рассказывают охотники», - рассказала она.

Причина исключения животных из Красной книги - популяция их находится в стабильном состоянии, есть даже прирост численности. Зоологи и специалисты областного Управления по охране животного мира проводят ежегодный мониторинг этих видов, так называемый зимний маршрутный учёт. Именно они и пришли к такому выводу.

Ранее «МК в Омске» публиковал комментарий охотника и активиста Александра Щербака, который согласен, что ничего страшного в точечных разрешениях охоты на рысь нет (и понятно, что таких разрешений будет по факту количественно совсем немного).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру