«Транспорта всё больше, а кадров дефицит»: что думают омичи о введении в автобусах валидаторов вместо кондукторов

В Омске вскоре начнётся эксперимент по оплате проезда в муниципальных автобусах через валидаторы. Об этом мы ранее сообщали. По просьбе редакции три перевозчика (два действующих и один бывший) и транспортный эксперт высказали свои позиции о возможных плюсах и минусах идеи.  

«Транспорта всё больше, а кадров дефицит»: что думают омичи о введении в автобусах валидаторов вместо кондукторов
Фото Кирилла Янчицкого / "МК в Омске"

Горячего одобрения такой идеи скорее нет. В том числе редакции «МК в Омске» ответили два бизнесмена, и ныне работающие в сфере перевозок, попросившие дать их мнения анонимно.

Сергей, перевозчик:

- Если это условно применять к нам, то в автобусах малого класса всё контролирует водитель. С валидатором, он может потерять контроль: прошла оплата или нет? А если сбой техники? Тогда заплатить нужно наличными. Водитель всё это должен разруливать.

Так зачем нам лишние затраты на эти валидаторы?

Дмитрий, перевозчик:

- У нас на одном маршруте работают автобусы малого класса, там, скорее всего, валидаторы и не нужны. В автобусах среднего класса — вопрос пока на стадии обсуждения. Заменить кондуктора заманчиво, но есть опасения, что и контроль оплаты проезда может снизиться, а это — наш единственный доход. Лет пять-семь назад в Москве уже ставили валидаторы, но там их ставили вместе с турникетами:  оплатил проезд — турникет открывается. Но от этой идеи вроде бы отказались: уж слишком много времени стали тратить на посадку пассажиров. Да и с валидатором особо не поспоришь и конфликт (в случае сбоя в приеме платежей) только усиливается.  

Да и в автобусах большого класса тоже большого удобства именно для пассажиров нет: сегодня в случае, если пассажир не смог дойти до кондуктора, можно передать карту и кондуктор точно видит прошла оплата или нет. А с валидатором? Во-первых, его сразу и не увидишь, а увидишь — надо всем пассажирам идти к этому валидатору? А во-вторых, (если пассажир передал карту на оплату) переданную карту, другой пассажир приложил к прибору и его не очень волнует: прошла оплата или нет. Даже если он видит, что оплата не прошла, он просто вернет карту владельцу. А что делать дальше? Думаю, месяца два-три в салоне должны работать и кондуктор, и валидатор, пока все пассажиры не привыкнут к такому новшеству. Причем кондуктор в будет больше в роли куратора-инструктора при валидаторе. Вот когда валидатор сможет разговаривать с пассажирами типа: «Марья Ивановна, на вашей пенсионной карте недостаточно средств, сумма за настоящую поездку, будет удержана с вашей пенсии», тогда и кондукторы будут не нужны...

Евгений Краморов, бизнесмен:  

- Полагаю, что основной причиной эксперимента департамента с оборудованием автобусов валидаторами являются проблемы комплектования экипажей кондукторами. Поступает всё большее количество транспорта при постоянном дефиците водителей и кондукторов.

Разумеется, новый транспорт, том числе, и как мера поощрения, будет комплектоваться полными экипажами. Соответственно, при отсутствии новых работников, часть кондукторов снимут с более старого транспорта и с менее пассажироёмких маршрутов. Эти пробелы и будут восполняться валидаторами.

Насколько эффективно они смогут заменить при оплате проезда кондуктора? Скорее всего, совсем не смогут.

Валидатор может быть эффективен при установке его на входе в салон и с устройством, блокирующим вход без оплаты, т.е. в автобусах с одной рабочей дверью.

Но уже сегодня, в том же ПП-8, многие автобусы уже работают в режиме «водитель-кондуктор». Получается ущерб безопасности и комфортности перевозки, но данная мера имеет определённый экономический и кадровый эффект.

Как будет применяться валидатор в двух- и трёхдверных автобусах (и будет ли), я плохо себе представляю, поскольку вопросов в его применении для меня больше, чем ответов.

Как, к примеру, произвести оплату в часы пик? Протискиваться самому по салону или передавать банковскую карту через пассажиров? Я бы, если честно, передавать не рискнул. Т.е. такая поездка пассажиру комфорта точно не добавит.

Значит, такие устройства должны располагаться у каждой двери. Но ведь и оплата мгновенно не производится, а если ещё и проблемы с картой или самим устройством?

Экспериментально приобретается 10 валидаторов, соответственно, их хватит на 3-5 автобусов. Исходя из общего количества пассажироперевозящего транспорта в городе, вызывают сомнения, что такая выборка позволит сделать сколько-нибудь обоснованные выводы о целесообразности их применения в целом по городу и даже на отдельных маршрутах.

Такая практика использования валидаторов полезна при высоком уровне сознательности пассажиров либо при эффективной системе контроля и наказания, что опять же потребует дополнительных затрат, связанных, в том числе, со значительным увеличением штата контролеров.

Кроме того, данная система оплаты не исключает злоупотреблений при наличном рассчете пассажиров, что присутствует и сейчас.

Но, не обладая полной и достоверной информацией о данном эксперименте, мне сложно сделать какие-либо определенные выводы о перспективах внедрения такой системы оплаты проезда в Омске.

Проблема с кадрами в транспортных предприятиях очевидна, а вот способы ее решения - нет.

Но, по моему мнению, здесь больше кадровая проблема не у муниципальных перевозчиков, а у организаторов перевозок, поэтому и решения принимаются весьма сомнительные по исполнению и результату. Вспомнить хотя бы проект дептранса «Маршрутная сеть-2017».

Поскольку других специалистов в департаменте нет и вряд ли скоро появятся, то - «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Ну, а пассажирам пожелаю терпения и надежды. И не такие эксперименты над собой они переживали.  

Юрий Романовский, транспортный инженер, руководитель общественного движения «Омичи за трамвай»:  

- Применение валидаторов в общественном транспорте - практика достаточно распространённая, однако совсем не однозначная. Она имеет как свои плюсы, так и минусы.

С точки зрения перевозчика, есть следующие плюсы:

1. перевозчик избавляется от "лишнего" с его точки зрения персонала - кондукторов. Таким образом перевозчик может сократить до 25-35% своих затрат.

2. Объём работы у отдела кадров перевозчика по поиску кондукторов, устройству на работу и ведению прочей кадровой работы также значительно сокращается.

3. Ликвидация воровства выручки от продажи билетов со стороны кондукторов.

Вместе с тем у внедрения валидаторов и упразднения кондукторов есть и серьёзные минусы для перевозчика:

1. Обвальное снижение выручки (чем беднее регион, чем меньше в регионе рабочих мест, чем ниже уровень образования и уровень культуры, тем сильнее будет падение выручки). Даже если благополучие перевозчика напрямую не завязано на количество проданных билетов (например, перевозчик получает оплату своей работы за километраж выполненных рейсов по брутто-контракту), то общее снижение выручки от продажи билетов по всей отрасли косвенно всё равно ударит по перевозчику.

2. Без кондукторов в салоне возрастёт уровень вандализма на транспорте (чем беднее и менее образованнее население региона, чем ниже уровень культуры у населения, тем больше вырастет уровень вандализма).

3. Рост воровства выручки от продажи билетов со стороны водителей общественного транспорта.

Со стороны транспортного оператора внедрение валидаторов и сокращение штата кондукторов без принятия серьёзных мер по обеспечению контроля оплаты проезда техническими средствами приведет лишь к снижению билетной выручки.

С точки зрения государственной власти внедрение валидаторов приведёт к следующим результатам:

Плюсы: сокращение оборота наличных денег и создание плотностью прозрачной и контролируемой билетной выручки.

Минусы: рост безработицы, сокращение уровня доходов наиболее социально уязвимых групп населения.

А что дадут валидаторы рядовым омичам? Удобство самостоятельной работы проезда и невозможность рассчитаться наличными деньгами в салоне общественного транспорта.

В заключении можно сказать, что внедрение валидаторов с ликвидацией штата кондукторов даст позитивный эффект только при значительном совершенствовании системы автоматического контроля оплаты проезда.

Ранее мы также публиковали интервью частного перевозчика Фазыла Залялитдинова о том, как он «раскручивает» маршрут №42, на котором он начал работать в этом году.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру